Реклама

Игорь Лисиненко — чайная «идея»

Реклама
Реклама

Биография Лисиненко заставляет вспомнить известный миф об «американской мечте», воплощенный, однако, не в Америке, а в России. Родился на Украине, получил образование в Москве, служил в Афганистане, а затем создал практически «с нуля» мощную корпорацию, ныне занимающую четвертую часть российского чайного рынка.

Люди, впервые сталкивающиеся с Лисиненко, порой отзываются о нем как о «мечтателе», «бизнесмене-идеалисте». Вполне вероятно, что склонность Игоря Васильевича мыслить глобальными категориями дает основание для подобных эпитетов. Между тем, сам Лисиненко сумел на деле доказать, что формируемые им цели — отнюдь не утопия, и он совсем не собирается «почивать на лаврах». «Только вперед!» — наверное так можно определить жизненное и профессиональное кредо этого, безусловно, незаурядного человека.

— Игорь Васильевич! Почему именно чайный бизнес?

— Чайная «идея» возникла у меня еще во время службы в Афганистане. Довольствие мы всегда возили с собой. Иногда, чтобы снять нервное напряжение и усталость, я засовывал руку в БТРе в ящик с чаем и перебирал скрученные листья.

— Помогало?

— Да. Доказано, что чайные лепестки несут огромный энергетический заряд. Хочу отметить тот факт, что чай пьют ¾ россиян, и я решил строить свою предпринимательскую идеологию на удовлетворении потребностей огромной массы людей. Чай доступен и людям с низкими доходами, и тем, у кого солидные оклады. Чай в России пьют все.

— Хорошо. Но россияне также пьют и водку.

— Конечно, пьют. Однако помимо коммерческого интереса для меня существует такое понятие, как здоровье нации. Не секрет, что водка, особенно в неумеренных количествах, разрушает человеческий организм. Другое дело чай — это напиток для здоровья. Существует и культурно-психологический аспект чайного дела. Порой в нашей жизни не хватает тепла, доброты, общения. А ведь чайные церемонии — это не только элемент культуры Востока. На Руси были приняты посиделки у самовара. Чаепитие было непременным атрибутом задушевного общения.

Короче говоря, плюсов у чая, со всех точек зрения, предостаточно. Поэтому я выбрал чай. И еще я хочу отметить вот какой момент. Я понял, что Россия стала покупать иностранные товары.

В стране создался большой ажиотаж вокруг импорта, всего иностранного. Стало обидно. Мне всегда казалось, что мы в состоянии сделать что-то свое. И я решил создать популярную в России торговую марку. В 1997 г. «Майский чай» был признан самой популярной торговой маркой, а в сентябре 1998 получил звание «Народной марки». Именно российской, а не иностранной.

— С чего началось воплощение «чайной идеи»? Откуда взялся стартовый капитал?

— Стартовый капитал — 1000 рублей в ценах 1991 года. Эта сумма нужна была для регистрации предприятия.

Но основным стартовым капиталом была сама идея. Я увидел, что наши люди не используют свой потенциал, и понял простую вещь — если мне удастся привлечь людей своей идеей, то они станут ее сторонниками и потратят силы на то, чтобы ее реализовать. В итоге все получилось так, как я предполагал. Если же говорить о деньгах, то деньги, конечно, нужны. Но нужны уже потом, позже.

А вообще все началось очень просто. Я снял номер в гостинице, пригласил первых сотрудников. Их было четверо. Я сказал, что мы вместе будем строить транснациональную корпорацию, разумеется, в мировых масштабах.

В то время в стране был тотальный дефицит чая. А известно, что чай растет в тропических странах, и я обратился в посольства трех стран — Индии, Цейлона, Индонезии с просьбой предоставить мне любую информацию о чае. Естественно, меня спросили, кто я такой. Я объяснил, что представляю частную фирму «Май», которая собирается обеспечить Россию высококачественным чаем. Меня связали с нужными людьми.

— И Вам сразу поверили?

— Я объяснил каждому из них, что мне нужно. «Если вы поторопитесь, — говорил я, — чай будет из вашей страны — индийский, если не успете — будет цейлонский». У этих людей рыночное мышление. И они сразу поняли — неважно кто ты, министр или простой предприниматель. Они прекрасно осознают, что иногда один человек способен осуществить такое дело, которое не в состоянии выполнить целое министерство. Тем более, в нашем случае министерство оказалось фактически недееспособным.

Через средства массовой информации я объявил на всю страну о том, что намерен обеспечить россиян высококачественным чаем под собственной торговой маркой. В то время было огромное количество торговых предприятий. Еще существовала государственная торговая сеть, были министерства торговли, оптовые базы, межрайбазы, ОРСы, УРСы (отделы и управления рабочего снабжения). Вся эта огромная структура еще не была уничтожена, но уже сидела на голодном пайке — у них не было товара, но деньги еще были. Они оказали мне доверие и откликнулись на мое заявление. Со всей страны пошла предоплата. Мы не успевали рассматривать заявки. Иногда деньги приходили даже без моего ведома, покупатели просто узнавали номер счета и высылали деньги на закупку чая. Настолько велик был дефицит. Мы получили огромную сумму денег. Как говорили сотрудники, таких денег никто никогда не видел. Но эти деньги мы не положили себе в карман, а пустили в дело. В итоге те обязательства, которые фирма брала на себя, были выполнены.

Сейчас я пишу книгу под названием «Суперфирма», где и рассказываю о том, как «с нуля» можно создать транснациональную корпорацию.

— В одном из интервью Вы говорите о том, что бизнес должен быть честным. А возможен ли честный бизнес в нашей стране?

— Да, возможен. Я действительно считаю, что бизнес должен строиться исключительно на честности.

Если ты честен — то имеешь более высокий доход, ибо большее количество людей стремится сотрудничать с тобой. Я уже не говорю о таких вещах, как уважение. Наконец, ты просто имеешь возможность… спокойно спать.

— «Майский чай» — это торговая марка или компания?

— Скорее, это отрасль. По крайней мере, я к ней так отношусь. Более того, это отрасль, выходящая за пределы страны — транснациональная корпорация.

Сегодня компания находится в фазе перехода из чисто трейдинговых (торговых) компаний в производственные. В Подмосковье, во Фрязино, строится самая крупная в мире чаеразвесочная фабрика производительностью в 50 тысяч тонн. В апреле сдается первый из трех фабричных корпусов. Оборудование на первый корпус уже полностью закуплено, растаможено и находится в Москве.

Кстати, помимо чая, мы занимаемся кофе и намерены занять кофейную «нишу».

— Планы грандиозные…

— Да. И я не сомневаюсь в их успешном осуществлении. Наша компания развивается очень динамично.

— Игорь Васильевич, Вашей уверенности, оптимизму можно позавидовать. Тем не менее, не могу не коснуться темы кризиса. У китайцев слово «кризис» обозначают два иероглифа. Один означает «опасность», другой — «возможность». Если исходить из данной смысловой парадигмы, какой вариант для вас предпочтителен?

— Я согласен со смыслом, который китайцы вкладывают в это понятие. Но отдать предпочтение одному из этих двух определений не берусь. Мне кажется, что наша жизнь соткана из «опасностей» и «возможностей». Мир движется вперед через кризисы, которые являются и причинами и результатами развития. Что касается меня, то я привык работать в условиях кризиса. Собственно, и начинал-то я свое дело, когда в стране был кризис. Вспомните 91-й год.

— И все же, отразился ли нынешний кризис на вашей компании?

— Нет, не отразился. С самого начала мы максимально взвешенно строили свою стратегию. Не стремились к «халяве» — к деланию денег из воздуха. Не участвовали в приватизации. Наша компания росла и развивалась без чьего-либо разрешения и без какой-либо помощи со стороны государства. Не сомневаюсь, мы переживем любой кризис, ибо россияне будут пить чай всегда — утром, днем, вечером.

— Вы руководите настоящей «чайной империей». Как складывается ваш обычный рабочий день?

— Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не знаю, когда я начинаю свой рабочий день и когда его заканчиваю. Говорю это совершенно искренне. Я не работаю в общепринятом смысле этого слова. Я живу своим делом, подобно тому как, например, художник работает над своей картиной, а композитор пишет симфонию. Я могу принимать решения вне зависимости от времени суток. Иногда это происходит во сне.

— Говорят, что Вы довольно жесткий руководитель…

— Возможно. Хотя скорее, я человек здравомыслящий и требовательный — не только к тем, с кем работаю, но, прежде всего, к самому себе.

— Придерживаетесь ли Вы определенных принципов во взаимоотношениях с подчиненными?

— Да, безусловно. Во-первых — полное доверие к подчиненным. Во-вторых — обучение своих подчиненных тому, чем владеешь сам. На первом этапе я вкладываю в человека гораздо больше, чем он может отдать. Скорее я работаю на него, чем он на меня.

Я не пытаюсь выжать из человека все «соки», не рассматриваю его как «трудовой ресурс», способный тотчас принести прибыль. Моя задача — раскрыть личностный потенциал каждого работника. Я максимально «раскручиваю» человека на достижение нашей общей цели. И, надо сказать, что потом, я как руководитель иногда сталкиваюсь с весьма специфическими проблемами.

— И что же это за проблемы?

— Я не могу остановить людей… Люди начинают понимать меня с полуслова, мгновенно стремясь воплотить какие-то мои «наметки». Иногда что-то случайно сказал, а человек уже стремится это сделать. Приходится «притормаживать» инициативу.

— А если все-таки подчиненный не справляется со своими обязанностями, как говорится, «не тянет», как Вы поступаете?

— Если человек попросту ленив или непорядочен, то мне с ним не по пути. Если же человек старается, но у него не получается с первого раза, он чего-то сразу не «схватывает» — то в этом случае я готов с ним работать. И я знаю, что результат будет. Более того, впоследствии из этих людей формируется целый пласт наиболее надежных и преданных фирме работников. На мой взгляд, в структуре организации пласт ярких, талантливых людей, являющихся «генераторами идей», должен быть уравновешен надежными «исполнителями». Последние и составляют фундамент организации.

— Давайте представим такую ситуацию. Вам нужен менеджер. Приходят два соискателя примерно одного возраста, уровня образования, опыта работы. Кого Вы возьмете?

— Если есть одна вакансия, то я приглашу не двоих, а минимум сто или двести человек. Разобью их на группы по 20−30 человек. Пообщавшись с группой и установив некий общий средний уровень, я отберу людей, которые находятся выше среднего уровня. С этими людьми я проведу еще одно собеседование и оставлю несколько человек. И так «круг за кругом», и останутся два соискателя, которых я возьму с испытательным сроком. За 3−4 месяца один из них наверняка станет «суперменеджером».

— Насколько известно, помимо предпринимательской деяетельности, Вы пробуете свои силы на политическом поприще. Зачем Вам, преуспевающему бизнесмену, нужна политика?

— Бизнес для меня есть способ доказать себе и другим то, что я умею делать дело и готов нести ответственность перед людьми. У меня определенные идеи. Есть свое видение того, как превратить Россию в великую державу.

Считаю, что я заслужил моральное право высказывать свои идеи публично. Статус политика дает возможность быть услышанным и воплощать эти идеи в масштабах страны.

У нас в стране кризис управления. И я абсолютно уверен в том, что если бы у меня была возможность принимать решения в масштабах государства, то экономическая ситуация была бы совершенно иной. Россия развивалась бы столь же успешно, как и компания «Майский чай».

— Вы — создатель Чайной и Кофейной Ассоциации России и являетесь ее президентом. Это еще один шаг в сторону от бизнеса. Что заставило Вас это сделать?

— Чайная и Кофейная Ассоциация — это общественное корпоративное объединение, призванное защитить чайную отрасль и содействовать ее развитию и процветанию. К сожалению, теневой чайный рынок имеет тенденцию к росту. Это — реальная угроза национальному чайному производству. Боль за всю чайную отрасль привела меня к мысли создать структуру, защищающую интересы и производителя, и потребителя.

— Судя по всему, у Вас масса обязанностей. Удается ли выкроить свободное время? Чем Вы его заполняете?

— Как такового, свободного времени у меня почти не бывает. И я не переживаю по этому поводу. Скорее, речь может идти о смене различных видов деятельности. Я много читаю. В том числе специальную литературу. Работаю над докторской диссертацией. Пишу книгу, о которой я уже упоминал.

Если выдаются действительно свободные минуты, то слушаю музыку — Баха, Моцарта, Шопена. Люблю традиционный джаз. Что еще? Стараюсь выбираться на природу, где и восстанавливаюсь. Люблю море. Но по-настоящему уже давно не отдыхал.

— Ну, а как обстоит дело с ночными клубами, модными «тусовками»? Бываете?

— Нет, не бываю. Понимаете, моя жизнь разделена на две половины. Первая — Афганистан, где меня ежедневно убивали. Но я выжил. Вторая половина — это то, что происходило после Афганистана. И эту половину я воспринимаю как награду. Как подарок судьбы. Тратить ее на бездумные развлечения не собираюсь. Нужно еще многое успеть сделать в этой жизни.

— Считаете ли Вы себя богатым человеком?

— У меня есть все, что необходимо для жизни. Однако я никогда не ставил перед собой цель «делать деньги». Никогда не стремился к богатству как к таковому. Богатству, выраженному дензнаками — рублями или долларами США.

Я созидатель, а не «накопитель». Моя цель, пусть это и звучит пафосно — изменить этот мир к лучшему. И мой бизнес — способ это сделать.

— Игорь Васильевич, Ваша карьера — наглядный пример воплощения «американской мечты», только на российской почве. Существует ли «формула успеха»? Что бы Вы посоветовали людям, потерявшим работу?

— Начну с ответа на второй вопрос. Главное — не отчаиваться, верить в себя. Я сам прошел через подобную ситуацию. После Афганистана я оказался в положении человека, который никому не нужен. «Давила» даже не столько нехватка материальных средств, гораздо сильнее давило ощущение собственной ненужности. Тем не менее, я сумел найти силы начать свое дело, тем самым обеспечив работой не только себя, но и других.

Что касается формулы успеха, то она складывается из двух частей. Каждому, кто хочет чего-то достичь в этой жизни, нужно определиться со своими желаниями. Исходя из этого определяется цель. Осознание и постановка цели — это уже половина успеха. Вторая половина — это энергия, которую вкладывает человек в достижение цели. В каждом из нас есть достаточно мощная «энергетическая пружина».

Беседовал Александр Гушанский

Реклама
Ирина Яранцева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама