Реклама

Интервью с исполнительным директором Московской Школой Экономики

Реклама
Реклама

Недалеко от метро «Таганская» в доме 21 по Воронцовской улице расположилась Московская Школа Экономики. Сегодня у нас в гостях — исполнительный директор МШЭ Нина Алексеевна Рыжухина.

— Нина Алексеевна, как возникла идея создания Школы?

— В 1990 г., работая в НИИ, я одновременно в свободное время пошла работать бухгалтером в один из первых кооперативов, появившихся в Москве. Потом мне предложили вести бухгалтерию еще одного кооператива, потом еще одного. Таким образом, я работала одновременно в НИИ и главным бухгалтером в трех кооперативах. В то время в достатке были представлены вакансии кадровых агентств и вакансий бухгалтеров было множество, а работать было некому. Поэтому я стала изучать мировой опыт решения кадровых проблем в условиях структурной перестройки экономики. Я познакомилась с работой всемирно известной Лондонской Школы Экономики, которая существует уже более 100 лет, а также с эффективной системой переобучения и трудоустройства безработных в США, которая была создана в период «великой депрессии» 30-х годов, с опытом стран Европы. Осталось реализовать теоретические познания на практике. И в 1991 г. была зарегистрирована одна из первых в Москве некоммерческих организаций дополнительного образования для взрослых — Московская Школа Экономики (МШЭ).

— Каковы основные направления работы Школы?

— Основное направление образовательной деятельности Московской Школы Экономики — Бухгалтерский учет и аудит. Сегодня в МШЭ работают также факультеты «Менеджмент и делопроизводство», «Финансы и банковское дело», факультет Профессиональной подготовки, Центр компьютерного обучения. Сейчас в Москве работают десятки бизнес-школ, центров и т. п., но по-прежнему можно утверждать, что МШЭ является лидирующей организацией дополнительного образования в Москве, особенно в области подготовки (переподготовки) специалистов-бухгалтеров.

— В чем же секрет успешной образовательной деятельности?

— Прежде всего — это сложившийся преподавательский состав. Сейчас любой учебный центр может пригласить прочитать цикл лекций самого известного человека — профессора, академика, министра и т. д. Но, как выяснилось, прочитать курс лекций и подготовить грамотного специалиста-практика — это совершенно разные вещи. Профессор может интересно пересказать написанный им самим учебник по бухгалтерскому учету. Но человек, ни разу в жизни не напечатавший платежного поручения, не сдавший баланс в Налоговую инспекцию, никогда не научит работать бухгалтера-практика. Конечно, в МШЭ читают лекции и профессора, и доктора наук. Это, в основном, приглашенные преподаватели из ведущих вузов Москвы, но основную нагрузку в учебном процессе несут специалисты-практики: аудиторы, юристы, бухгалтеры, работающие в различных организациях, компаниях, банках г. Москвы. Самое сложное в организации работы МШЭ было разыскать настоящих профессионалов своего дела, которые одновременно обладали бы талантом учить других, у которых было бы желание передавать свои знания и опыт. Другой «секрет» МШЭ — это специализация. Всем известно, что бухучет, например, в строительстве имеет множество особенностей, нюансов, так же, как и бухучет в туризме, или в общественном питании, или в банке, или в автосервисе. Работодатели хотят, чтобы их бухгалтеры знали эти особенности, умели бы грамотно оптимизировать налогообложение, квалифицированно составлять отчетность конкретной фирмы. Даже многолетний опыт работы главным бухгалтером на заводе не позволит эффективно работать бухгалтером в области международной торговли или в медицинском учреждении. Московская Школа Экономики является, видимо, единственной организацией дополнительного образования в Москве, которая готовит не просто бухгалтеров широкого профиля, но и предлагает по выбору учащихся специализации по различным отраслям. Конечно же, как учащиеся, так и их работодатели должны быть уверены, что учебные программы охватывают не только «классический» бухучет, но и учитывают самые последние изменения, дополнения, новейшие инструкции, рекомендации, даже сложившуюся практику работы налоговых органов. Необходимо отметить, что методологический отдел МШЭ не реже 1 раза в квартал обновляет учебные программы МШЭ, а также учебные, нормативные и рабочие материалы, выдаваемые учащимся. Еще много хорошего можно сказать об организации учебы в Московской Школе Экономики — это прекрасно подобранные бесплатные учебные материалы, индивидуальные и дополнительные занятия, консультации. Это бесплатные краткосрочные стажировки и т. д. Отдельный вопрос — это условия обучения. Я уверена, что невозможно получить хорошее образование в облезлых классах бывшего ПТУ или неприспособленных «красных уголках» ЖЭКов. МШЭ проводит занятия только в собственных отремонтированных помещениях, оборудованных кондиционерами, видео- и аудиотехникой, современными техническими средствами обучения.

— Может ли выпускник Школы рассчитывать на помощь в трудоустройстве?

— Да, конечно. При МШЭ уже 5 лет работает Кадровый центр, который трудоустраивает только выпускников МШЭ. Трудоустройство происходит следующим образом. Кадровый центр сотрудничает практически со всеми общественными объединениями и ассоциациями предпринимателей Москвы, бизнес-центрами, бизнес-клубами, службами занятости и т. д. Через эти союзы и объединения в Кадровый центр регулярно поступают заявки, и в соответствии с заявками выпускники направляются на собеседования. Мы не можем пообещать каждому десяток вакансий на выбор, но конкретную помощь по реальному трудоустройству должен получить каждый. Кроме того, Кадровый центр помогает профессионально составить резюме, проводит психологические тренинги, различные семинары и консультации. Учитывая доброе имя Московской Школы Экономики и качественную работу тысяч наших выпускников в различных фирмах и организациях Москвы, работодатели даже из очень известных компаний охотно принимают на работу людей с дипломами МШЭ.

— Еще один важный вопрос — стоимость обучения…

— Сравнительный анализ показывает, что обучение в МШЭ не дороже, чем в других учебных центрах, а учитывая помощь городских властей и некоторых коммерческих организаций, МШЭ может себе позволить предоставлять значительные скидки в стоимости обучения всем льготным и социально незащищенным категориям москвичей. Безработные, студенты, малообеспеченные, ветераны вооруженных конфликтов, инвалиды, многодетные и т. д. могут рассчитывать на скидки от 10 до 50%.

— Помимо постоянного притока новых людей, к вам приходят те, кто в свое время уже прошел обучение по определенной специальности…

— Начну с того, что за 9 лет работы в Московской Школе Экономики прошли обучение более 20 000 человек, и за это время не было ни одной серьезной претензии ни со стороны учащихся, ни со стороны работодателей. Более того, сегодня около 50% учащихся приходят в МШЭ не по рекламным объявлениям, а по совету знакомых, учившихся ранее. К нам возвращаются и выпускники прошлых лет, решившие повысить свою квалификацию или освоить дополнительную специализацию. Это вполне естественный процесс. Ни для кого не секрет, что в развитых странах давно уже действует система непрерывного образования. Один раз в 3−5 лет все менеджеры, бухгалтеры, служащие обязаны проходить краткосрочные программы повышения квалификации. Без этого невозможен служебный рост, карьера, увеличение заработной платы.

— Я слышал, что многие выпускники Школы сумели сделать неплохую карьеру. Не могли бы вы привести конкретный пример?

— Хотела бы рассказать небольшую историю о нашей учащейся Ольге Николаевне С. Пять лет назад к нам пришла уже не молодая служащая одного из разваливающихся государственных НИИ. Она потеряла мужа, дочь-десятиклассница, никаких перспектив и нищенская зарплата. С большими сомнениями, колебаниями она все же пошла учиться в Московскую Школу Экономики на факультет «Бухгалтерский учет и аудит». Кадровый центр при МШЭ трудоустроил ее в небольшую фирму, со скромной зарплатой, так что увольняться из своего НИИ она не спешила. Проработав год бухгалтером, она вновь пришла к нам получить дополнительную специализацию в области бухучета оптовой и розничной торговли, освоила компьютер. И уже самостоятельно трудоустроилась в фирму по торговле аудио- и видеотехникой. Еще через 2 года Ольга Николаевна опять пришла учиться в МШЭ. Потом сдала экзамен и получила Государственный аттестат аудитора. Сегодня Ольга Николаевна учредитель и директор небольшой аудиторской фирмы. Она выдала замуж дочь и купила ей квартиру, она научилась водить машину. Помолодела, похудела, наладилась и личная жизнь. Фактически человек самостоятельно изменил свою жизнь. Появилась уверенность в себе и в своем будущем. Это далеко не самый яркий случай из жизни наших учеников, но, как мне кажется, наиболее типичный.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Главное — не предаваться унынию и не отчаиваться. Очень важно поверить в себя, в свои силы и хотя бы попытаться что-то изменить в жизни. Попробовать сменить профессию, повысить квалификацию. Хотелось бы напомнить народную мудрость: «Богат не тот человек, у которого есть деньги, а тот, кто умеет их зарабатывать». Самое лучшее вложение денег — в образование, свое и своих близких. Ждем вас в Московской Школе Экономики. Мы готовим профессионалов.

Беседовал Александр Гушанский

Реклама
Ирина Яранцева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама