Реклама

Ирина Гречушкина — менеджер кадрового агентства «Экстра-персонал»

Реклама
Реклама

Сегодня у нас в гостях менеджер кадрового агентства «Экстра-персонал» Ирина Гречушкина.

— Ирина, расскажите, пожалуйста, об особенностях сегодняшнего рынка труда.

— На кадровом рынке соответственно времени возникают новые вакансии, которых не было несколько лет назад. В области Интернет-индустрии появляются вакансии, в какой-то степени сложные даже для рекруторов кадровых агентств. Для подбора таких специалистов нужно досконально знать, что происходит на рынке Интернет-технологий, следить за его развитием. Безусловными лидерами рынка труда на сегодняшний день являются менеджеры. Начиная от топ-позиций до управленцев низшего звена. Они всегда будут востребованы на рынке по всем направлениям, потому что найти как грамотных торговых агентов, так и хорошего топ-менеджера для компании всегда проблематично. Также на рынке всегда востребованы финансисты и экономисты высокой квалификации, — финансовые директора и финансовые аналитики, имеющие опыт работы в этой сфере. Особенностью нынешнего рынка труда является проблема поиска вакансии для специалиста в области юриспруденции с достойной заработной платой, и поиск самих специалистов. Я не говорю о юрисконсультах с окладом 300−500 $. Но корпоративного юриста на зарплату более 1000 $ в последнее время найти очень сложно. И со стороны компаний очень сильно уменьшились такие предложения в кадровые агентства. Каким образом перемещаются профессиональные юристы между компаниями известно только внутри компаний и самим специалистам. В кадровых же агентствах, как спрос, так и предложение существует только на юрисконсультов в помощь юристам в крупные юридические отделы и департаменты. Можно отметить и новые тенденции на нашем рынке труда. Российские производители стали активно развивать свой бизнес, расширяться. Несколько лет назад об этом не было и речи. Сейчас же во всех областях требуются кадры на производство. Начиная от фармацевтики и до производителей алюминиевых конструкций. То есть, можно сказать, что в новом веке намечается тенденция к восстановлению нашей экономики. На фоне нынешней относительной стабильности российский производитель начинает понимать, что та почва, на которой можно развиваться, достаточно благоприятна. И производить у нас, а не закупать за рубежом тоже возможно. Поэтому вдруг появился спрос на уже забытых ИТР и начальников производств. Найти же этих специалистов тоже проблема. Люди уже забыли о том, что они могут быть востребованы на рынке. Например, технологи, которые сидели на одном месте, неважно за какие деньги и знали, что уйти они могут с этого места только на пенсию. Также приятно отметить, что на рынке труда вырос возрастной ценз. Если два года назад потолок для специалиста был — 40 лет, то сейчас он вырос до 55. Руководители понимают, что нельзя найти молодого специалиста с 30-летним опытом работы. Сегодня ценятся работники, которые получили свой опыт и в советские времена, и в период перестройки, и в кризис, и сейчас занимаются развитием своего направления. Это люди, которые пожили, они знают, как выходить из проблемных ситуаций.

— Где находят таких специалистов?

— Кадровый рекрутмент существует уже около 10 лет. Поэтому в кадровых агентствах база данных специалистов обычно составляет 40−50 тысяч человек. Люди растут, развиваются как специалисты. И если секретаря десятилетней давности взять нельзя, то производственника можно. Помимо базы данных мы пользуемся основными газетами, которые посвящены поиску работы.

— Было такое, что вы находили место для специалиста, который уже относительно давно не работает в данной области?

— Если это какая-то узкая направленность, то делается скидка на то, что в последнее время такие специалисты были не востребованы. Такие случаи относятся к редким профессиям. Например, недавно потребовался технолог молочного производства. Поскольку эти технологии за последние годы не изменились, то на вакансию был принят именно такой специалист. Но если брать, например, человека, который работал 7 лет назад инженером-электронщиком, сейчас они называются сервис — инженерами, то ему будет сложно разобраться в новых электронных моделях, которые появляются на рынке. Или специалист, который те же 7 лет назад занимался системами контроля доступа, паял платы для электронного доступа к сейфам, сегодня не сразу разберется в появившихся за последнее время системах, например видеонаблюдения. И если год, два назад для работы секретарем было достаточно знать Word и Exel, то сегодня секретарю необходимо уметь работать с Интернетом, электронной почтой, знать первичную бухгалтерию и владеть программами обслуживания первичной бухгалтерии. Поэтому нельзя сказать, что для любого специалиста сегодня найдется место. На рынке труда, как и в любой другой сфере деятельности регулярно происходят изменения. И выбираемые специалисты должны соответствовать этим изменениям. Поэтому для того, чтобы быть востребованным, нужно повышать свою квалификацию сообразно времени.

— Что вы можете сказать по поводу уровня заработных плат на сегодняшнем рынке?

— Можно отметить, что они начинают возвращаться к докризисному уровню. Во время кризиса финансовый директор мог получать 500 $. Было понятно, что такой специалист стоит гораздо дороже, но не было возможности платить ему эти деньги. Сейчас такие люди получают так, как и должны получать — 1000−2000 $. Непосредственно перед кризисом 98 года на рынке труда произошло такое важное событие — люди научились оценивать уровень заработной платы сообразно своим способностям и возможностям. Они знали, сколько они стоят и ниже определенной планки не опускались. В кризис многим пришлось пойти на попятную.

— Много иностранных компаний сейчас обращается в кадровые агентства?

— Если говорить об обращениях в кадровые службы иностранных компаний и наших, то в процентном соотношении это 30 к 70. В пользу наших. В материальном плане наши компании не могут предоставить такой социальный пакет своим работникам, как иностранные, но в каждой компании существует своя прелесть, и тут уже люди выбирают исходя из своего менталитета. Иностранные компании предпочтительны для языковых кандидатов, хотя российские компании сейчас стали активно выходить на западный рынок, участвовать в европейских выставках, и им тоже стали требоваться люди с языком. Если брать иностранные компании в момент кризиса, то очень многие из них испугавшись свернулись и уехали, оставив здесь ради приличия несколько человек для представительства по всей Российской Федерации. Этот момент стал очень благоприятным для того, чтобы российские производители могли выйти на рынок, сделать нужный рывок и закрепиться. Они смогли начать функционировать и дать понять, что наше производство где-то не сильно, а где-то вообще не уступает их производству. Сегодня увеличилось количество обращений фирм в кадровые агентства. И если компания один раз обратилась в кадровое агентство и у нее идет расширение, то, как правило, всегда партнерские отношения между компанией и агентством ставятся на долгосрочную основу. У каждого менеджера нашего агентства есть около 3−4 компаний, с которыми он работает больше года. Он знает всех работников в этих организациях от курьера до генерального директора. Знает менталитет компании, какие люди в ней нужны, какого пола, возраста, какие у них должны быть личные качества. Поэтому когда приходит кандидат, менеджер сразу видит, подходит он для данной компании или нет. Если же происходит подбор для новой компании, могут возникнуть сомнения. В этих случаях мы привлекаем нашего штатного психолога. Еще приятно отметить такую недавно появившуюся тенденцию руководителей фирм — гибко менять первоначальные условия по размеру заработной платы. Мы можем предлагать специалистов из нужной отрасли на зарплату с того стартового минимума, который был заявлен до самого высокого. Руководители сегодня понимают, что очень редки такие специалисты, которые четко соответствуют отрасли компании, знают каким путем она должна развиваться, знают структуру и все ступени развития и приходят со своими налаженными связями. Руководители понимают, что не они работают на людей, а люди работают на них. Поэтому сейчас идет тенденция к созданию корпоративного духа и корпоративной культуры. В серьезных фирмах обязательным является предоставление работнику его личного места с оргтехникой, организуется питание. В высокоразвитых компаниях предоставляется мобильная связь, оплачивается проезд. Сегодня руководители понимают, что от того, в каких условиях будут работать сотрудники, и как они будут работать, зависит успех фирмы. Корпоративный дух позволяет ощутить каждому работнику, что он является незаменимым звеном в цепи, начиная от курьера фирмы и до высших должностей. Ведь чем быстрее и мощнее будет развиваться компания, чем пышнее она будет позиционировать на рынке, тем лучше это отразится на условиях, в которых работают сотрудники и на заработной плате, и на их карьерном росте.

— Ваш совет людям, которые идут устраиваться на работу?

— До сих пор, как и издревле, встречают по одежке, провожают по уму. Нельзя появляться в непрезентабельном виде перед работодателем. Независимо от того, на какую вакансию устраивается человек, он должен выглядеть аккуратно, ухоженно. Также нельзя завышать амбиции. Это всегда негативно влияет на впечатление нанимателя. Кроме того, ни в коем случае нельзя обсуждать свою заработную на первом собеседовании. Лучше просто обозначить цифры с двух сторон, а потом уже их обсуждать. На первом собеседовании работодатель обсуждает профессиональные навыки, профессиональный уровень кандидата. Затем дают слово испытуемому. Обычно вопросы к работодателю у кандидатов идут по шаблону. Сначала все просят рассказать о фирме, затем интересуются графиком рабочего дня, социальным пакетом и зарплатой. Этот набор вопросов портит всю картину. На пером собеседовании нужно выразить заинтересованность деятельностью компании. Узнать, как функционируют отделы, есть ли региональные представительства и международные отделы. Можно поинтересоваться, какие успехи были достигнуты компанией, выяснить уровень подчиненности. Ни в коем случае на собеседовании нельзя замыкаться, молчать. Не следует также говорить о прошлой работе, если там у человека не сложились взаимоотношения в коллективе или между ним и коллегами, или между ним и руководством. В этом случае лучше соврать. Можно сказать, что не устраивала заработная плата, принизить ее уровень, можно соврать по поводу графика работы. Это будет ложь во спасение. Иначе руководитель подумает, что, уволившись от него, этот человек станет говорить то же самое о нем. Поскольку как жизнь, так и бизнес являются круглым шаром, человек никогда не знает с кем и когда встретится. При встрече высокопоставленных людей один другому может сказать, что о нем какой-то менеджер говорил плохо. В бизнесе такие вещи могут многое испортить. Можно также порекомендовать приносить на собеседование весь набор документов, характеризующих кандидата. Это резюме, фотография, паспорт, дипломы, рекомендации, все корочки о прохождении каких-либо курсов, в общем, все бумаги, которые смогут говорить за вас и вместо вас. Руководители бывают разные и необходимо уметь контактировать со всеми. Первое собеседование это тест на контактность, проверка того, на сколько легко вы можете вступить в общение с любым человеком и расположить его к себе.

Беседовала Яранцева Ирина

Реклама
Ирина Яранцева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама