Торговая марка «Том Клайм» известна не только в России, но и за рубежом, а коллекции женской одежды прет-а-порте пользуются неизменной популярностью у любителей моды. Сегодня у нас в гостях известный модельер и дизайнер, глава компании «Том Клайм» Анатолий Владимирович Климин.
— Анатолий Владимирович! Вы принадлежите к числу людей, безусловно, успешных в бизнесе. Есть ли полное удовлетворение от достигнутых на сегодняшний день результатов?
— Я иногда сам себе задаю вопрос: «Ты добился всего, чего хотел?» — и отвечаю на него отрицательно. Более того, я постоянно недоволен собой. Возможно, эта черта характера у меня от отца.
— А кто ваши родители?
— Я родом из Уфы. Мой отец (его уже, к сожалению, нет в живых) работал мастером на производстве. Одновременно с этим он серьезно занимался живописью, увлекался музыкой. Как живописец, работал вполне профессионально и, наверное, мог бы зарабатывать хорошие деньги, но все дело в том, что он не любил работать на «заказ». Отец был очень требователен к себе — мог потратить несколько месяцев на картину, а потом взять и уничтожить ее. Я навсегда запомнил его совет: «Чем плохо делать и дешево брать — лучше совсем не делать» и руководствуюсь им по сей день. Моя мама жива. Сейчас она на пенсии.
— Говорят, что предпринимательские задатки у вас проявились еще в школьном возрасте…
— Я думаю, что у любого нормального ребенка в школьном возрасте проявляются эти задатки. Просто у одних они проявляются ярче, у других — более завуалированно. Ведь детская любознательность зачастую связана с предприимчивостью. Сегодняшние дети имеют представление о бизнесе. Возможно, они прикоснулись к этому явлению через своих родителей. Мне часто приходится сталкиваться с молодыми людьми, которые к моменту окончания школы вполне осознанно выбрали для себя предпринимательскую стезю.
— И все же, с чего начали вы…
— Мне все время нравилось что-то делать своими руками. В седьмом классе я решил заняться «модой». Возникла идея сделать майку с рисунком «под фирму». Рисунок я «содрал» с пивной банки. Нашел масляную краску, добавил туда подсолнечного масла и стал ждать, когда это все высохнет. Ждал две недели. Потом выяснилось, что подсолнечное масло не высыхает. В конце концов нашел краситель, и вроде все получилось. Когда я впервые появился во дворе в этой майке, то все пацаны окружили меня, задавая один и тот же вопрос: «А где взял?» — «Собственное производство», — с гордостью отвечал я. Далее, я сделал подобную майку своему приятелю, ну, а затем пошли «заказы». Вначале я менял майки на магнитофонные записи, а затем потихонечку у меня их стали покупать. Думаю, что штук пятьдесят маек я все-таки изготовил. Это и был мой первый коммерческий успех.
— К моменту окончания школы вы уже определились, чем будете заниматься дальше?
— Как я уже говорил, мой отец серьезно занимался живописью. Но живопись в чистом виде меня не привлекала. Все мои увлечения были связаны с оформлением каких-либо вещей. Я уже тогда понимал, что без оформления продукта, без соответствующего дизайна этот продукт не будет пользоваться спросом. Классе в восьмом я собрал портативный магнитофон. Но вскоре понял, что проблема не в том, чтобы его собрать, — для меня это оказалось делом несложным — а в том, как его оформить. После школы я получил два образования — художественное и радиотехническое. Меня увлек дизайн.
— А когда вы впервые серьезно занялись бизнесом?
— После армии. Тогда, в середине семидесятых годов, были модны очки с «каплеобразной» оправой. Я устроился на работу в «Оптику». Брал заготовки и кустарным способом их паял. Покупателям мои изделия очень нравились. Вскоре изготовил первую партию очков. Производство было организовано на дому, а сбыт осуществлялся через фарцовщиков или просто через знакомых. Но в принципе я никогда не занимался чем-то одним. Пробовал делать мебель, с друзьями мастерил настенные календари и вымпелы. А больше всего любил заниматься (как и в школьные годы) нанесением рисунка на ткань, изготовляя термопереводные аппликации. Эти аппликации пользовались большим спросом. Иметь «картинку» на куртке или майке было в то время верхом «крутизны». Когда началась перестройка, я организовал свой кооператив. Работать легально оказалось делом очень прибыльным. В первые же дни, продавая аппликации, я заработал в несколько раз больше, нежели за предыдущие годы.
— Как пришла идея заняться производством женской одежды?
— Как-то раз я приобрел фирменные джинсы, а через месяц они благополучно «расползлись». И я подумал: а что, если найти фирменную ткань и попробовать сделать джинсы «под фирму», но хорошего качества. Когда изготовил первые джинсы, у меня на руках осталась неиспользованная фурнитура. Неожиданно возникла шальная мысль — изготовить партию джинсовых платьев. С этого момента я начал заниматься женской одеждой. А к началу девяностых годов открыл в Уфе торговый дом, где в числе прочих товаров была представлена первая коллекция женских платьев.
— Переехав в Москву, вы сразу же открыли свой бизнес?
— Нет. Примерно год я работал дилером крупной канадской фирмы по продаже одежды. И лишь затем принял решение создать свою фирму.
— Поговаривают, что название «Том Клайм» было придумано вами по ассоциации с фирмой «Келвин Кляйн»…
— Представительство своей фирмы я открыл в Канаде, в начале 90-х годов. Там же я зарегистрировал свою марку. А саму идею названия фирмы мне подкинул таможенник в один из первых моих приездов в Канаду. Таможенник, держа в руках мой паспорт, прочитал мою фамилию Климин как Клайм. Буквально сразу из таможни я поехал регистрировать фирму под этим названием. Что касается ассоциации с «Келвин Кляйн», то это журналистская фантазия. В те годы я просто не знал о существовании Келвина Кляйна.
— Что представляет «Том Клайм» на сегодняшний день?
— «Том Клайм» — в чистом виде торговая марка. Под этой маркой работает сеть фабрик, специальных предприятий, магазинов. Если говорить о количестве сотрудников, имеющих непосредственное отношение к «Том Клайм», то их примерно около двух тысяч. В основном, это дизайнеры, швеи, продавцы. Есть структуры, связанные с менеджментом, маркетингом.
— Вы работаете больше как модельер или как дизайнер?
— Я думаю, что в одном лице являюсь и модельером, и дизайнером. Что сегодня представляет из себя современный дизайн? Кроме разработки модели костюма, разрабатываются его детали — пуговицы, фурнитура, ткани, упаковка. Нарисовать модель — это только начальный этап работы.
— Свои модели рисуете на компьютере?
— Да, конечно. Компьютер заменяет мне карандаш и бумагу, позволяя гораздо продуктивнее использовать собственные возможности. Ну сколько эскизов можно нарисовать за день? Двадцать. А компьютер позволяет делать их сотнями и тысячами. При этом он не выдает готовое решение, но здорово облегчает его нахождение.
— Ваша фантазия порой безгранична. Я, например, слышал, что вы изготовили сарафан из кожи…
— Это действительно так. В начале весны этого года я представил коллекцию, на которой демонстрировались и деловые костюмы, и сарафаны из кожи. Надо сказать, что эти модели многим женщинам понравились. Выпущенная партия одежды имела успех у покупательниц.
— Одежда от «Том Клайм» рассчитана на людей состоятельных?
— Не обязательно. Если я выставляю свои вещи в тех местах, где за аренду магазинов нужно платить немалые деньги, то, естественно, в этих магазинах продается дорогая одежда. Эксклюзивная одежда из натуральной кожи, продающаяся в магазине в Центре Парижа, может стоить очень дорого. А вообще, сейчас у нас работает 6−8 линий по выпуску одежды. И, к примеру, молодежная одежда, выпускающаяся одной из линий, стоит недорого. Она доступна широкому кругу людей. В ней, может быть, меньше эксклюзивности, но ее качество очень высокое.
— А ваша жена одевается от «Том Клайм»?
— Моя жена — предприниматель. У нее свое производство одежды. Она носит как и мои вещи, так и свои.
— Ваши интересы ограничиваются только моделированием женской одежды?
— Конечно, нет. На сегодня у меня десятки направлений в бизнесе. Колготки, духи, перчатки, зонты… Конфеты собираемся выпускать. Короче, «Том Клайм» — это уже определенный стиль.
— Несколько слов о ваших телевизионных проектах…
— Это не проекты. Мы просто создаем телевизионные передачи. Все они — о моде. В них мы стараемся объективно рассказать о том, что происходит в мире моды. Кстати, передачи хорошо продаются. И это тоже бизнес.
— Вернемся к вашей фирме. Расскажите о системе управления компанией…
— Я пересмотрел свои прежние взгляды на то, как должна строиться работа компании. Сегодня в компании практикуется создание трудовых групп под какие-то конкретные задачи. В этой группе выбирается условный лидер. Он не имеет постоянного статуса, и лидер он до тех пор, пока выполняет свои задачи. Любой сотрудник имеет возможность оказаться на его месте, если этот лидер по каким-то причинам не справляется со своими обязанностями. Для России подобная организация труда пока является редкостью.
— Насколько важно образование, наличие опыта работы для лидера группы?
— Ни образование, ни опыт работы решающего значения не имеют. Самое главное заключается в том, что человек должен нести ответственность перед теми, с кем он работает. Он отвечает за то, как выполняется работа, вовремя ли выплачивается людям зарплата. Кстати, это касается и меня лично. Ведь наряду с другими людьми я включен в производственный процесс.
— Как, на ваш взгляд, должна быть выстроена система отношений внутри группы?
— Если кратко — это ответственность каждого перед каждым. Представьте, в группе десять сотрудников. Все они выполняют определенную работу, итогом которой является некий конечный результат. Так вот, каждый последующий сотрудник принимает работу у предыдущего и несет за нее полную ответственность. Получается, что люди «повязаны» работой.
— Ваши отношения с подчиненными… Какие они?
— Их нельзя назвать дружескими. Они чисто деловые. Есть определенные инструкции, есть, наконец, этика поведения. Я не кричу на подчиненных, не «давлю» на них. После окончания рабочего дня мое общение с подчиненными заканчивается. И я не в курсе, как они проводят свое нерабочее время. Хотя иногда могу поинтересоваться какими-то проблемами, возникшими в их жизни.
— Конфликтные ситуации возникают?
— Нет. Я не пытаюсь переделать характер человека. Всегда есть возможность расстаться по-хорошему.
— Что вы цените в сотруднике?
— Прежде всего — исполнительность.
— А как сочетается исполнительность с таким качеством, как инициативность?
— Я приветствую инициативу, но в нерабочее время. У вас есть предложение? Прекрасно. Пишите соответствующую бумагу, рассчитывайте бизнес-план и все это отдайте вышестоящему руководителю. Если ваше предложение действительно интересно — его утвердят. Это нормальная бюрократическая процедура. Если все происходит по-другому, то инициатива подчиненных отнюдь не вызывает у меня восторга. Недавно я столкнулся с тем, что мои дилеры проявили инициативу — взяли и развесили безобразную рекламу.
— Существует ли система обучения персонала?
— Да, конечно. В компании работает много студентов, проходящих практику. Я лично веду несколько программных курсов. Вообще, обучение это тот фундамент, на котором держится компания. Если я сам что-то знаю, то просто обязан передать эти знания своим подчиненным. Чего, как говорится, далеко ходить? В прошедшее воскресенье у меня в доме собрались сотрудники, и целый день я им читал лекции по менеджменту. У нас на фирме «открытая» система, и в плане знаний никаких секретов нет.
— То есть, знания не обязательно получать за партой?
— Не обязательно. По крайней мере у нас человеку могут все показать и рассказать.
— Давайте представим ситуацию. Вы чему-то научили сотрудника, а он взял и ушел в другую структуру…
— Да я как-то и не расстраиваюсь по этому поводу. Ничего страшного в этом нет, значит, придут новые люди…
— А вы сами учитесь?
— Ежедневно. Знаний постоянно не хватает. Я просто обязан быть в курсе событий — знать, что происходит в области технологий, или, допустим, в области управления производством. Более того, за рубежом есть структуры, где я готов поработать месяц-другой рядовым менеджером, чтобы понять, как они работают.
— Давайте поговорим о заработках ваших сотрудников…
— Мне было бы очень приятно говорить о заработках в прошедшем времени. Но сегодня, к сожалению, это для меня больная тема. Фирма разделилась на несколько структур, и везде разная ситуация. Тем не менее, есть люди, получающие неплохие деньги. Кто конкретно? Менеджеры, например. У них фиксированная зарплата и плюс к этому они получают проценты от продаж. Есть руководители проектов, которые не получают какую-то фиксированную сумму, а имеют долю с прибыли компании. По существу, они стали предпринимателями. Такими же, как и я сам. Среди них есть очень успешные люди, и есть не очень успешные.
— Вы только что сказали о том, что ситуация в разных структурах неодинаковая. А если структура работает не так, как вам бы хотелось, — вы ее закрываете, увольняете людей?
— Нет. Мы идем по более демократическому пути. Стараемся помочь этой структуре, как-то ее профинансировать. Естественно, что в этом случае деньги идут, в первую очередь, на развитие производства, а не на зарплату.
— Анатолий Владимирович, бизнес интересен вам сам по себе?
— Бизнес мне приносит огромное моральное удовлетворение. Я живу в бизнесе. Делаю только то, что мне интересно, и при этом никогда не анализирую: «А сколько я могу заработать?» Только представьте, вот сейчас я что-то нарисую на компьютере, а через несколько дней это уже можно будет увидеть вживую. Что может быть увлекательнее?
— Как вы относитесь к деньгам? Какую роль они играют в вашей жизни?
— Большую роль. Когда болит голова, приложишь пачку ко лбу и чувствуешь себя замечательно (Смеется). А если говорить серьезно — деньги дают ощущение независимости. Благодаря им я могу осуществлять свои проекты. Но я никогда не ставил перед собой цель делать деньги. У меня совершенно другая цель в жизни — сделать женщину красивой, и на это направлены все мои усилия.
— На ваш взгляд, что является необходимым условием успешной карьеры в бизнесе?
— Мой ответ может показаться вам странным, но существует такая штука, как везение. Это уже пятьдесят процентов успеха. Везение может принимать различные формы — какое-то интересное знакомство, подвернувшаяся статья… Случай может перевернуть всю вашу жизнь, только не надо лениться. В моей жизни было несколько счастливых случайностей, благодаря которым сложился мой бизнес.
— Вы по характеру рисковый человек?
— Отвечу на ваш вопрос так: в казино играть не хожу, но в бизнесе играю постоянно. Я бизнес-игрок, и могу многое проиграть. Когда я увлечен, для меня не существует преград, не существует понятия «нельзя». Есть цель, и я знаю, что мне делать и как.
— Бывает ли у вас состояние, когда все хочется бросить, ни о чем не думать?..
— Бывает. Иногда приезжаешь в полночь смертельно уставшим. В этот момент ни о какой работе и думать не хочется. Но к утру восстанавливаешься, и желание работать возникает вновь.
— Сколько времени длится ваш рабочий день?
— Для меня не существует понятие «рабочий день». Очень много работаю дома. У меня нет временных ограничений, ибо я существую в двух ипостасях — как художник и как руководитель компании. Я отлично понимаю, что работать в качестве руководителя более восьми часов непродуктивно. Притупляется восприятие, возможно принятие неверных решений.
— А понятие «досуг» для вас существует? Если да — как вы его проводите?
— Выпить могу (Смеется). В компании с друзьями. Хобби — музыка. Есть своя студия. Мне нравится что-то сочинять, экспериментировать со звуками, тембрами. Но, к сожалению, вот уже два года студия находится в заброшенном состоянии. У меня просто не доходят руки. А вообще отдыхать не умею. Лежать две недели на пляже я не в состоянии. Начинаю себя плохо чувствовать. В этом году мы с женой отдыхали на Кипре десять дней. Я чуть с ума не сошел. Хорошо, что через пару дней я познакомился с деловыми людьми. Таким образом, жена с ребенком отдыхали на пляже, а мы обсуждали какие-то проекты, планы. Для меня это был лучший отдых.
— Сегодня многие бизнесмены идут в политику. Не возникало ли подобного желания у вас?
— Нет, не возникало. Я не думаю, что смогу реализовать себя в политике. По крайней мере, на сегодняшний день я к этому не готов.
— Анатолий Владимирович, что бы вы пожелали человеку, решившему открыть свое дело?
— Просто взять «наугад» и что-то начать делать я бы не советовал. Нужно знать рынок. Проанализировать, что необходимо сегодня, какой товар востребован. Для этого нужно хотя бы поговорить с людьми, посоветоваться с теми, кто уже достиг определенного успеха. Получить нужную информацию можно, посещая выставки, конкретные производства. Как я уже говорил, полученную информацию важно тщательно проанализировать. В противном случае легко «прогореть». У меня есть знакомые. Они недавно открыли колбасный цех, а сегодня они не знают, куда девать продукцию. Конкуренция очень жесткая, цены постоянно сбиваются, и маленький цех не в состоянии выжить. Думается, что эту ситуацию в какой-то степени можно было предвидеть. Ясно, что рынок колбасной продукции переполнен, и для того, чтобы успешно на нем работать, нужна была новая и интересная идея. Предположим (я сейчас говорю условно), начать выпускать не простую колбасу, а колбасу с чесноком, с черносливом
Беседовал Александр Гушанский