Реклама

Вячеслав Михайлович Фатеев — председатель Дорожной профсоюзной организации Московского метрополитена

Реклама
Реклама

У нас в гостях председатель Дорожной профсоюзной организации Московского метрополитена, ветеран метрополитена, Вячеслав Михайлович Фатеев. Сегодня этот профсоюз насчитывает 34 тысячи человек и является одной из крупнейших профсоюзных организаций Москвы.

— Пресса пишет о том, что на метрополитене существует две профсоюзных организации. И второй, альтернативный вашему профком, заявляет о том, что скоро работники метрополитена устроят забастовку.

— Да, у нас есть второй профсоюз. Возглавляет его Светлана Григорьевна Разина. Официально членами ее профкома являются около 30 человек. Где они находятся, какая у них общая численность — покрыто тайной, поскольку они не вступают с нами в диалог. Мы знаем, что они занимаются лозунговым популизмом. Например: «Даешь вдвое большую заработную плату завтра!». Наш профсоюз не сторонник таких лобовых наскоков и атак. Существует закон о социальном партнерстве города Москвы, московское трехстороннее соглашение между профсоюзами, предпринимателями и Правительством Москвы, а также подписано тарифное соглашение между Правительством Москвы, руководством Метрополитена и нашей профсоюзной организацией, согласно этим трем нормативным документам мы и работаем. Тарифное соглашение распространяется на всех работников, независимо от того, члены они нашего профсоюза или нет, оно действует и никогда не нарушалось. В московском трехстороннем соглашении на 2001 год есть такой пункт: «4.17. Профсоюзы. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения Правительством Москвы и предпринимателями (работодателями) обязательств, предусмотренных настоящим соглашением, а также в отраслевых и окружных соглашениях коллективного труда». Это соглашение выполняется в полном объеме. Метрополитену 65 лет, за это время у нас сложились определенные традиции, накопилось много позитивного. А профсоюз, возглавляемый госпожой Разиной, предлагает разрушить эту систему и столкнуть лбом коллектив метрополитена и население города. Ведь метрополитен сейчас — это единственный транспорт, который связывает всю Москву. Ежедневно под землей проезжает около 9 миллионов человек. Конечно, у нас есть свои внутренние трудности, ведь их не бывает, если ничего не делать.

— Какие у вас трудности?

— Текучка кадров. Бывает, что желающие устроиться на работу стоят в очереди, а бывает, что по определенным категориям работников людей не хватает.

— В чем причина текучести кадров?

— Большинство наших работников — жители Подмосковья. Сейчас там во многих местах заработали военно-промышленные комплексы. Конечно, человеку удобнее устроиться на работу туда, чтобы не тратить времени на дорогу. Кроме того, сейчас найти профессионального токаря или слесаря сложно. Кадры стареют, а молодежь не заинтересована в получении таких специальностей. Еще у нас в вагонах машинистов плохая вентиляция. Но эта проблема, несмотря на трудности с финансированием, постепенно решается. Недавно были закуплены в одно из электродепо новые вагоны с принудительной системой вентиляции, по мере поступления средств будем заниматься этим и дальше. Кроме того, на метрополитене стоит проблема воровства — вырезают кабели, поскольку в них содержится медь. Так что мы ждем, когда вступит в силу закон о цветных металлах.

— Профсоюз, который возглавляет госпожа Разина, выступает в прессе с жалобами на низкую заработную плату работников метро.

— В соответствии с тарифным соглашением на метрополитене идет системное увеличение оплаты труда, индексация тарифных ставок и окладов одновременно и в одном и том же размере всем работающим. На 1 января 2001 года средняя заработная плата машиниста, работающего без помощника, в зависимости от класса составила от 6400 до 9000 рублей, а с помощником — от 4800 до 6500 рублей. А у поездного диспетчера, в зависимости от группы, заработная плата составила от 6700 до 7500 рублей. Соответственно, повышая свою квалификацию, у работников есть возможность увеличить заработок. Большинство линий переведено на новые системы контроля безопасности и там, где работают такие системы, машинисты могут вести поезд без помощника.

— Вы проработали на метрополитене 25 лет, 13 из них машинистом. Расскажите про эту профессию.

— Профессия машиниста является приоритетной на метрополитене. От того, как отработал машинист, многое зависит — он является последним звеном в цепи. Если смежники отработали плохо, он может смену вытянуть, сделав свое дело хорошо. И наоборот. Поскольку это достаточно напряженная работа, у нас существуют специальные кабинеты психологической разгрузки, во многих депо есть сауны (сауна на тульской открыта недавно и пользуется популярностью), ванны с джакузи. Перед рейсом все машинисты проходят медицинский контроль.

— Что такое комната отдыха?

— Когда у машиниста смена разрывная, например, в 1.30 ночи он закончил работу, а в 5.30 ее опять начинать, он идет спать в так называемую комнату отдыха локомотивных бригад. Это либо квартиры гостиничного типа рядом со станцией (чтобы не надо было далеко ездить), либо специальные помещения в вестибюлях станций. Главное для нас — это здоровье работников. Мы выделяем бесплатные путевки в санаторий, у нас своя поликлиника. Наш коллектив единственный в Москве в полном объеме проводит соревнования по различным видам спорта: по футболу, волейболу, лыжам. Также мы периодически проводим в бассейне в Лужниках день плавания для работников и их семей. У нас есть на Озернинском водохранилище свой пансионат, там устроили чемпионат по рыбной ловле. В 30 минутах езды от города стоит наш оздоровительный лагерь, сейчас там проходит реконструкция, по существу строится новый лагерь. Также периодически мы устраиваем день здоровья. Снимаем места на базе лагеря или пансионата и приглашаем туда всех желающих с семьями. Там у работников есть возможность раскрепоститься — выйти на природу, пожарить шашлыки, выпить вина. Также в метро на должный уровень поставлена охрана труда. Особое внимание уделяется предупреждению нарушений по охране труда. Мы создали при профсоюзе в помощь ревизорскому аппарату Совет общественных инспекторов. Члены его выбираются на общих собраниях в депо из работников. Большинство метрополитеновцев относится к своей работе очень ответственно. Когда на Сокольнической линии меняли системы безопасности, я был там и видел, как каждый на своем месте болел за дело. Происходило это ночью, в течение двух дней. Аналогов такой работе в мире нет. Обычно это занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Я считаю, что наши люди совершили подвиг, поменяв эти системы за два дня. Раньше на работу в метро отбирали дежурных по тому же принципу, что и стюардесс, а в торце каждой станции стоял милиционер в белых перчатках. Сейчас все, конечно, упростилось, но и сегодня самое прекрасное на метрополитене — это люди, которые там работают.

Беседовала Ирина Яранцева

Реклама
Ирина Яранцева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама