Кроме выполнения обычных обязанностей, работнику бывает необходимо (с точки зрения руководства) сделать что-нибудь и «сверх». Что может подразумевать это «сверх»? Да что угодно. Организация фуршета на работе. Звонок упрямому заказчику. Письмо для нерадивого подрядчика с просьбой поторопиться. Купить билеты на концерты в Москве — для сына руководителя, фаната какой-нибудь группы. Если руководитель понимает, что хорошее отношение к нему — это одна сплошная выгода для него же, то «препоручать» он будет с умом. То есть?.. Вот и поговорим.
Если задание довольно серьезное, то формулируйте его не как задачу, а как проблему: «У нас заказ на 8 пимпочек, а готово только 5. Что-то надо придумать. Выручай, ты можешь». Такая формулировка работает практически безотказно, потому что к человеку обращаются за помощью. Это действует и в наше, насквозь меркантильное, время. Нет, в голове сотрудника непременно пронесутся предательские для него (и для работодателя тоже) мысли о желательном вознаграждении за помощь, участие и понимание. Но мысли о том, что «Вот-вот-вот! Пришло время моего триумфа! Меня! просят! о! помощи!» — о, эти мысли способны творить чудеса. Потому, собственно, и живем еще.
Обозначив проблему, обязательно сначала нужно выслушать весь креатив работника. Даже если сердце сжимается, а мозг скисает! Красноречие, льющееся потоком, образец риторики, преисполненный осознанием собственной значимости — придется потерпеть во имя результата. А он не заставит себя долго ждать.
Конечно, вам известны наилучшие или вообще единственно возможные пути решения. Но, во-первых, бывают чудеса, и ваш подчиненный вдруг выдает нечто. А во-вторых, если вы делитесь проблемой — логично выслушать советы, а потом уже, как бы обсуждая, подсказать свое видение проблемы.
Впрочем, задания бывают и не сложные, а несколько неудобные. Например, вам до зарезу нужны билеты в цирк или еще на какую культурно-просветительскую программу. По деликатности и тонкой душевной организации просить вам об этом тяжело, а купить самому совершенно нет возможности… и просто лень.
Ну что ж — приврите: «Константин (Семен Семеныч, Джордж), приезжает наш постоянный клиент с ребенком. Ты ведь знаешь, что он наш главный источник манны небесной. Прикупи-ка, братец, билетики! Заодно и в кафе заглянешь, кофейку выкушаешь!» Такая подача задания хороша еще и тем, что мотивация конкретному человеку нужно является одной из самых сильных.
Конечно, можно просто рявкнуть: «Вперед!». Но — все делается существеннее лучше, если делается с душой!