В наше время, разработка бизнес плана проекта любой компании не обходится без проведения специальных исследований рынка сбыта своей продукции. Даже если результаты исследования и не будут содержать ничего нового — они, тем не менее, являются подтверждением прежних данных, что также может повлиять на принятие тех или иных значимых управленческих решений.
Классическое исследование рынков сбыта организуется обычно в виде сбора полезной информации о большинстве ключевых данных, которые позволяют с максимальной эффективностью реализовать на рынке тот или иной производимый компанией продукт.
Результаты исследований содержат, как правило, специфичные данные о целевом рынке компании и выводимые из них ключевые факторы, влияющие на решение массового потребителя о покупке какого-либо товара.
В деловом сообществе была принята определённая классификация основных видов маркетинговых исследований продукции. Одним из таких видов являются исследования кабинетного типа («Desk Research»), которые основываются обычно на результатах обработки данных из источников вторичной информации и позволяют решать задачи следующего типа:
— составление общей картины по ситуации на рынке продаж;
— выявление общих тенденций и направлений развития рынка;
— анализ конкурентоспособности компании;
— изучение структуры рыночных предпочтений;
— изучение возможных направлений сбыта и продвижения своей продукции;
— определение основных коммерческих показателей рынка;
— маркетинговый анализ ценовой политики
Качественные методики, применяемые в рамках аналитического исследования рынка, отличаются от кабинетных методов сбора и обработки полученных данных, которые поступают в этом случае непосредственно из первичных источников. Этот вид исследований предполагает получение полных данных по самым глубинным мотивациям, потребностям и личным предпочтениям потенциального клиента. Существует несколько методик проведения качественных исследований, отличающихся своей спецификой и возможностью их применения для решения задач определенного класса.
Во-первых, это метод проведения глубинных интервью, суть которого состоит в опросе респондентов, в качестве которых могут выступать как рядовые покупатели, так и специально приглашённые эксперты.
Другим известным вариантом качественных исследований является так называемый метод «фокус-групп». Этот метод состоит в опросе нескольких респондентов (обычно это 10−12 человек), проводимого с помощью специального модератора в течение определённого промежутка времени.
Методы количественных исследований также заключаются в сборе и обработке первичной информации. Отличие их от качественных заключается лишь в том, что такие исследования проводятся, как правило, с использованием строгих и статистически выверенных математических методик.