Малыши любят учиться. Дошкольные и ранние школьные годы — прекрасное время для того, чтобы развить интерес к науке. Оно останется с ними на весь образовательный период, а может и дольше. Как же развивать этот интерес? Таким вопросом задаются многие семейные пары у которых подрастает ребенок.
Не нужно быть ученым
Не смущайтесь, если у вас не хватает знаний в науке. Вы не должны знать все. Нет нужды быть экспертом в математике или физике. На этом уровне вы просто закладываете интерес к теме и основания в ней. Это не изучение теорем. Вы делаете то, что можете, даже если сами не любили эту область в школе.
Айда на кухню
Есть множество простых экспериментов, которые вы можете проводить дома. Они не требуют чего-то особенного. Зачастую необходимые материалы обнаруживаются на кухне. А если нет, то в продуктовом магазине.
Для обучения основным концепциям можно использовать приготовление пищи. Когда вы со своими детьми готовите, они могут помогать вам, измеряя продукты. Чем отличается полный стакан воды от половины стакана. Что такое две ложки соли. Вы можете обучать таким вещам, которые понимаете сами или попросить об этом вашу домработницу.
Ой, как это получилось?!
Можно даже пойти и дальше этого. Сделайте леденцы, чтобы показать детям, сколько сахара можно растворить в воде. Что происходит с раствором, когда сахар начинает образовывать кристаллы. Или сделайте мороженое и расскажите, что при определенной температуре жидкое становится твердым.
Кипячение воды может стать уроком о жидкости, превращающейся в газ (пар). А сода, растворенная с уксусом — уроком химической реакции. Сливки могут превратиться в масло, а дрожжи заставляют тесто бродить.
Едем дальше…
Эти уроки не прекратятся и после начальной школы. Можно обсудить с ребенком различные движения тепла (теплообмен, теплопроводность, распространение тепла). Пояснить, как это влияет на приготовление пищи.
Добавьте к вашим занятиям дополнительные инструменты. Например, лупу или микроскоп, чтобы рассмотреть кристаллы или опару. Сравните кусочек сырого теста с кусочком уже приготовленного хлеба и покажите, что произошло. Или сравнивайте кристаллы, выросшие в различных обстоятельствах (леденцы и вода в морозильнике). Все эти действия и обсуждение результатов учат основам научного метода.
Теперь за стол!
Самое замечательное в кухонных экспериментах то, что после всего можно сесть за стол и покушать. Конечно же, это делается не во всех случаях. Детей различных возрастов нужно учить разным научным аспектам. Малыши поймут, что вода при кипении превращается в пар, а дети постарше усвоят, как это происходит.
Вы удивитесь тому, насколько дети могут быть понятливыми и любознательными, а, возможно, и у вас самих наконец-то проявится интерес к химии или математике, чего вам не хватало в школе. Успехов в преподавании!