Современная жизнь требует от человека таких знаний и навыков, о которых раньше он мог подозревать, но никогда не пытался приобрести и тем более использовать. К этому ряду знаний относится и поиск работы.

Вполне возможно, что перед человеком на протяжении всей его жизни никогда не стояла, и не будет стоять проблема работы. Однако, как правило, это очень цельный человек, способности которого были замечены и развиты еще с детства. Проще говоря, к своей карьере он начал готовиться еще с ранних лет, поэтому к окончанию вуза мы имеем дело уже с готовым к серьезным результатам молодым, но уже имеющим внушительный список достижений профессионалом. Талант — это, как пошив свадебных платьев. Его надо шить не торопясь, основательно, чтобы в решающий момент одеть и предъявить окружающим во всем своем блеске.

Однако основная масса выпускников высших и средних специальных учреждений, образно говоря, представляют собой недорогие свадебные платья, которые и стоят на рынке труда не так дорого, да и сами еще толком не определились, чем бы хотели заниматься. Поэтому для них вопрос устройства на работу стоит очень остро и этому необходимо учить, причем довольно серьезно.

Сколько я не наблюдал, как будущих выпускников готовят к поиску работы, все это смотрелось очень по-дилетантски. В лучшем случае выпускникам предлагался небольшой курс обзорных занятий и несколько тренингов. Причем, сугубо по инициативе преподавателя. Собственно, это лучше, чем ничего, но, конечно, далеко не «высший пилотаж»

Тем не менее, подвижки в этом вопросе есть, и понятно почему. Ведь вуз интересен абитуриентам (и их родителям!) не только тем, что способен напитать знаниями мозг и облагородить манеры, но и последующей карьерой. Чем лучше вуз будет заниматься трудоустройством выпускников, тем выше он будет котироваться на образовательном рынке. Поэтому трудоустройством выпускников вузов надо заниматься. При чем, вместе с выпускником, который, как известно субъект, а не объект («продавец дров», а не «дрова»), и должен шевелиться сам. Но как шевелиться!

Мы бы сказали, что трудоустройство выпускников вуза — это целое искусство, за которой лежит комплексная программа их продвижения на рынок труда. Она должна решаться различными средствами, которые включают в себя и изучение рынка труда, и лекции и тренинги, и мотивацию студентов, и получение ими необходимых для успешного трудоустройства компетенций, и личное общение с работодателями.