Рынок подбора персонала своеобразно отреагировал на потрясения 2014 года. Согласно данным исследования, проведённого агентством Маграм, он сократился на 13%, хотя многие эксперты прогнозировали падение до 25−30%. Но, несмотря на общую негативную тенденцию, сектор подбора временного персонала вырос на 11%.
«Рекрутмент, как лакмусовая бумага, одним из первых реагирует на изменения экономической ситуации. И снижение объёмов рынка подбора персонала, и рост интереса к временному персоналу — последствия продолжившейся антикризисной оптимизации. Экономия, которую держат в фокусе абсолютно все, дала новым услугам и направлениям возможность для роста, — отмечает Людмила Чернякова, директор по развитию кадрового агентства Юнити. — Кризис — это то время, когда надо пробовать, экспериментировать, гибко реагировать на запросы рынка. Понимая, что сейчас такие услуги, как аутстаффинг персонала или аутсорсинг процессов (BPO), актуальны как никогда раньше, мы решили инвестировать в развитие этого направления. Так, с 1 июля в структуре Юнити появилась новая компания — Unity Business Resources».
По словам эксперта, новая политика инвестирования определила новые приоритеты в отраслевом составе клиентов кадровых агентств и внесла свой вклад в рост интереса к подбору временного персонала.
Так, согласно исследованию, в рейтинге сфер, приносивших основной оборот рекрутинговым компаниям, в 2014 году лидируют 5 отраслей:
- промышленное производство (21%),
- товары народного потребления (18%),
- розничные сети (13%),
- строительство и недвижимость (12%),
- IT Телеком (10%).
По словам эксперта Юнити, именно в этих отраслях существует множество обслуживающих процессов (управление складом, логистика, бухгалтерское сопровождение), которые организованы не достаточно эффективно. «Провайдеры готовы оптимизировать затраты клиентов, обеспечив гибкость в моменты спада и роста рынка. Одновременно с этим они обеспечивают качество работы персонала, соответствующее индивидуальным KPI. Однако такой уровень услуг аутсорсинга могут обеспечить только серьёзные агентства», — поясняет Людмила Чернякова, директор по развитию кадрового агентства Юнити.
Действительно, рост оборотов по подбору временного персонала (16%) показали только крупные компании, а по средним и мелким компаниям отмечено значительное падение. Схожую тенденцию демонстрировал и весь рынок рекрутмента. Так, многие агентства, относившиеся год назад к среднему сектору (оборот от 5 до 75 млн. рублей), перетекли в категорию мелких с выручкой менее 5 миллионов. При этом общее количество сотрудников, работающих на рекрутинговые компании, по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 24%, а количество полученных в работу заказов выросло.
«В 2014 году, особенно в его конце, мы заметили тенденцию снижения количества закрытых вакансий. При этом клиенты давали в работу вакансий больше, чем в прошлом году. В 2014 году всё больше вакансий закрывалось внутренними кандидатами либо отменялось вовсе, и иногда складывалось впечатление, что клиенты просто „смотрят рынок“ и не спешат принимать решения», — отмечает Екатерина Горохова, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), вице-президент и гендиректор Kelly Services.
Несмотря на кризисные явления, средняя стоимость закрытой вакансии в целом по рынку снизилась незначительно, при этом в крупных компаниях отмечен её рост, а в средних — рост в рамках инфляции. Эксперты объясняют это высокой конкуренцией на всех рынках, которая заставляет работодателей нанимать сильнейших. «Для любой компании кадры остаются важной составляющей успеха, и работодатели готовы обращаться за помощью к крупным, зарекомендовавшим себя на рынке компаниям, чтобы найти ключевого сотрудника, который сможет стать своеобразной инвестицией в непростой ситуации. Однако вряд ли в этом году можно говорить о значительном изменении стоимости вакансии», — отмечает Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia.
Комментируя выводы исследования, Людмила Чернякова отмечает, что кризис заставляет компании искать нестандартные пути решения бизнес-задач, оптимизировать процессы, создавать более качественные сервисы. «Над этим же работают и кадровые агентства. С одной стороны, мы усовершенствуем внутренние технологии поиска и оценки персонала. С другой, ищем пути развития за счёт новых услуг, которые решают актуальные для клиента проблемы. Жизнь становится сложнее, но интересней», — подытоживает эксперт КА Юнити.