67 процентов всех угольных запасов сосредоточено на Кузбасской земле. Угледобычу здесь ведут 105 предприятий и 32 обогатительные фабрики. Порядка тридцати угольных компании и организации находятся в Кемерово. Лидерами по объемам добычи являются «Кузбассразрезуголь», «Мечел» и «СУЭК». Они объединяют все кузбасские шахты, разрезы и обогатительные комплексы. Кемеровская область в целом добывает 57 процентов всего российского угля, в том числе более 70 процентов коксующегося угля. Но это далеко не все природные богатства этой сибирской земли. Здесь ведется добыча серебра, золота, редкоземельных руд, железной и марганцевой руд, цинка, свинца и других полезных ископаемых. Налаживается и добыча природного газа метана. Его запасы оцениваются в 13 трл.куб.м.Благодаря этому всегда можно
найти работу в Кемерово в области строительства или любой иной.

Кузнецкий угольный бассейн расположен на юге Западной Сибири в зоне резко-континентального климата. Потому погода, как в Кемерово, так и в других населенных пунктах области отличается от средней полосы России частыми и сильными температурными перепадами. Котловинный характер рельефа способствует задерживанию холодных масс. Отсюда — очень морозные и продолжительные зимы. Обычно в зимнее время года в Кузбассе устанавливается сухая безветренная погода
с высоким давлением. Из-за этого вредные выбросы многочисленных промышленных предприятий застаиваются, и городская атмосфера практически не обладает способностью к самоочищению. Всем кузбассовцам знакомы смоги и сильные туманы.

Окружающие область горы Кузнецкого Алатау, Салаирского кряжа и Горной Шории лишают территорию большей части влаги. Потому ветра с Атлантики сюда приходят сухие. В городах из-за этого весной и летом бывают пыльные бури, суховеи. И хоть лето в Кузбассе довольно теплое, но очень короткое. Из-за суточных перепадов температур бывают летние заморозки, иногда и летние снегопады. Последний раз такое редкое природное явление наблюдалось не так давно в областном центре. 2 июня 2013 г. столбик термометра упал с +9 до -2 градусов и выпал снег.

Температурные колебания сильнее всего влияют на дорожное покрытие. Кузбасские дороги после каждой зимы приходится ремонтировать. Огромные средства тратятся
в области на испытание и внедрение новых технологий укладывания асфальта.
Одна из них — «кейп сил», при которой дороги сначала посыпают пропитанной спецсредством щебенкой, потом укатывают колесами проезжающих автомобилей,
а только потом заливают асфальтом. Но все дорожное хозяйство привести в отличное состояние просто невозможно. В первую очередь внимание уделяется трассам федерального и областного значения. Общая протяженность всех автомобильных дорог области с твердым покрытием — более 8 тысяч километров. Через областной центр Кузбасса проходит федеральная трасса М-53 Москва — Иркутск. Кузбасс стоит
на первом месте в СибФО по объемам перевозки грузов автотранспортом. Цифра
эта превышает 74% всех грузов Сибири.