Помните знаменитую картину Абрама Архипова «Прачки», написанную в конце 19 века? Её репродукцию часто включают в учебники, чтобы дать школьникам и студентам представление о шедеврах «передвижников». Но оставим искусствоведческий анализ! Посмотрите на это полотно внимательно, не спеша — и вы почти физически ощутите тяжёлый воздух прачечной, духоту, влагу… Изможденная пожилая женщина на первом плане — будто символ горькой доли русской женщины. Загрубевшие от тяжкого труда руки, раскрасневшееся, преждевременно постаревшее лицо, в глазах — неизбывная тоска. Эта картина может стать не только материалом для изучения новых (для того времени) живописных приёмов, но и пищей для размышления современной хозяйке. Мы, в распоряжении которых находятся стиральные машины-автоматы, натуральный порошок для стирки, складные сушилки и гладильные системы, ещё жалуемся на жизнь!

Сложно представить, но в XIX веке стирка была долгим и трудоёмким занятием, а ремесло прачки — самой тяжёлой работой женщины. Домашняя стирка занимала целый день и назначалась заранее, один раз в неделю или даже в две (всё зависело от благосостояния семьи — на какой срок хватит запаса белья на смену, иногда проще было приобрести новые панталоны или жилет женский купить недорого на базаре). Грязную одежду просто складировали в огромных корзинах или лоханях.

Первое, что требовалось — добыть воду. С появлением водопровода задача немного упрощалась, но и в XIX веке крестьянки носили воду в вёдрах, а то и сами отправлялись стирать на реку или пруд, если позволяло расстояние и погода. Подумайте, каково было бедным женщинам надрываться, таская на себе такой груз! Художник Архипов был крестьянским сыном, поэтому с детства наблюдал такие сцены. Многие упрекали его за излишнюю простоту, незамысловатость сюжетов, но разве нет в картине «человеческого» сюжета: сочувствия, боли за женщину, возмущения несправедливостью? Такая простая, почти внежанровая зарисовка — а можно вообразить не одну биографию.

Итак, заготовив воду, бельё (как, впрочем, и сейчас) сортировали, отделяя белое от цветного, откладывали сильные загрязнения — их отдельно обрабатывали щёлочью или кипятили. Кстати, кипячение до сих пор считается эффективным способом отбеливания, и наши бабушки помнят дымящиеся тазы на плите коммунальной квартиры. Одежду бросали в деревянный чан, а потом интенсивно мешали там деревянной палкой с наконечником. Если стирали на открытом воздухе — бельё с размаху отбивали о камни. Умельцы варили мыло из золы, жира и воды, для выведения жирных пятен использовали мел, керосин, лимонный сок (последний считался дорогим «стиральным средством», его не каждая могла себе позволить). Вообразите физическую нагрузку прачки — это не полчасика упражнений в тренажёрном зале!

Архипов увековечил неблагодарный труд наших соотечественниц. Его самого «не отпускала» тема, иначе бы он не возвращался к простому сюжету о стирке снова и снова, и не написал бы второй вариант картины. Можно как угодно относиться к искусству «передвижников», но их произведения — неоценимый вклад в историю.