В жизни часто возникают ситуации, когда за относительно короткое время люди должны оценить и понять друг друга, и даже принять какое-то важное решение. Каждый человек, наверное, может вспомнить несколько историй из своей жизни, когда из-за краткости встречи он не был кем-то по достоинству оценен, или наоборот, оценивая кого-либо, не сумел сразу принять верное решение. И только когда «поезд ушел», его осенило: это был тот, кто мне нужен.
Конечно, лучше всего люди узнают друг друга, когда они вместе что-то делают — работают, растят детей, или хотя бы путешествуют в одном автобусе. (Представьте, сколько удоволствия — сделать подарок и вызвать автобус для путешествия с любимой!). Совместно съеденный килограмм соли — лучший психологический тест на совместимость. Но в том-то и дело, что чаще нам приходится определять свое отношение к человеку до того, как мы его узнали, потом, как правило, уже поздно.
Положение, в которое поставлен работодатель, выбирая сотрудника среди многих претендентов, как раз из этого ряда. Давно бы пора психологам изобрести прибор типа «психоскоп», чтобы включил — и все ясно: профессионал или халтурщик, и как насчет алкоголя, и можно ли с ним в разведку. Но пока такого прибора нет, приходится довольствоваться собственными глазами, ушами и жизненным опытом.
Кстати сказать, бытующее мнение, о том, что о человеке нельзя судить по первому впечатлению, сильно преувеличено. На самом деле, люди являются точными приборами-определителями личностных свойств друг друга. Иначе нам пришлось бы признать, что за миллионы лет развития люди не научились самому главному — понимать друг друга.
«В тихом омуте черти водятся», «Лающая собака не кусается» — что это, если не отстоявшийся веками опыт психологии взаимопонимания? В этих поговорках-афоризмах заключен и методический ключ к экспресс-оценке другого человека, если мы сможем правильно им воспользоваться.
Предположим, к вам пришел человек устраиваться на работу. Закончив беседу с ним, постарайтесь, не мудрствуя особо, ответить на следующие вопросы:
- Что вам сильнее всего бросилось в глаза (еще говорят «ударило в нос»)?
- На что соискатель как будто специально хотел обратить ваше внимание?
- Каким он хотел показаться?
- О чем говорил, когда его не спрашивали?
- В какую сторону уводил разговор?
Кратко запишите свои наблюдения, чтоб не забыть сразу. И подумайте, зачем соискателю, могли быть нужны все эти «фишки»? Если вам удастся ответить на этот вопрос, значит, вы поняли человека, насколько это возможно. Но будьте внимательны: речь идет только о тех особенностях личности, которые проявляются спонтанно, то есть без особой необходимости.
Например:
- Человек преждевременно перечисляет свои звания, дипломы, сертификаты. Зачем? Чтобы скрыть неуверенность в своем высоком профессионализме;
- Разговаривает витиевато, так, что трудно уловить смысл. Значит, не продумал, что он может из того, что хочет, и выжидает, когда вы ему подбросите недостающую информацию. Так и работать будет, если вы его возьмете.
- Повышает голос, когда можно было бы этого и не делать, как бы демонстрируя свою моральную силу. Значит, слаб и чувствителен. С людьми ему трудно будет работать. (Педагоги не в счет: у них повышенный тон речи — издержка профессии. Если же именно педагог разговаривает спокойно, избегая дидактических интонаций и оборотов — значит, это сильный человек, его непросто сломать).
- Разговаривает слишком тихо, как будто боится кого-то разбудить, и монотонно, как будто выучил текст заранее. Значит, манипулятор. Или учится на него.
- Использует жаргонную лексику. Значит, торопится перевести деловой разговор в неформальный. Утомился человек от деловых разговоров. У женщин то же самое проявляется в сползании на обсуждение семейных проблем (с руководителем-женщиной).
- Необычайный аккуратист в бумагах. Значит, не отличает главное от второстепенного. Это надолго.
У каждого человека есть свои недостатки, и каждый их про себя знает или хотя бы смутно чувствует. Устраиваясь на работу, их надо как-то припрятать, чтобы работодатель не сразу о них догадался. Нечасто бывает, чтобы устраиваясь на работу, человек сознательно просчитывал все варианты своего поведения, но любой человек старается произвести наилучшее впечатление из возможных. Бессознательно. Это способ психологической защиты — переживания по поводу своих недостатков людям свойственно «излечивать», пытаясь играть прямо противоположную роль. Некоторые делают это виртуозно. Психологи называют таких людей демонстративными личностями.
Часто это обаятельные люди, обладающие большой силой внушения. Они бывают специально востребованы в искусстве, политике, педагогике и сетевом маркетинге. Однако, их обаяние имеет свою оборотную сторону: информацию, которая от них поступает, нельзя воспринимать буквально, так как они слишком часто путают желаемое с действительным. Их поведение подчинено требованиям минуты, поэтому выглядит непоследовательным, а если немного придираться, то в их поведении вообще трудно найти другой стержень, кроме самовыражения.
Справедливости ради следует сказать, что все люди что-нибудь, да демонстрируют. Попробуйте из интереса ничего не демонстрировать, и вы неизбежно начнете демонстрировать скромность или искренность, что является верным признаком наличия у вас коварного замысла, каким, по существу, и является ваша затея ничего не демонстрировать.
- Декларативные заявления, категоричность означают обычно низкую способность к длительной и напряженной работе;
- Видимая открытость, выражения типа «я вам честно скажу» выдают лицемера;
- Если человек избыточно уважителен и не гнушается комплиментами, значит четко соблюдает свои личные интересы и в этом вопросе никогда не промахнется;
- Если же человек на один из существенных вопросов вдруг отвечает «Не знаю», хотя можно было бы и уйти от прямого ответа, — это человек с достоинством. С ним можно иметь дело;
- За внешней неуверенностью в себе часто скрываются высокая критичность и работоспособность. И вообще — за одного битого двух небитых дают.
Особое значение имеет одежда, потому что одежда, точнее, ее стиль, для того и существует, чтобы нечто демонстрировать.
- Если мужчина приходит устраиваться на работу, не требующую соблюдения этикета в одежде, в строгом костюме — значит, он подчеркивает свои деловые качества. А зачем он их подчеркивает? Видимо, боится, что не найдет другого повода их проявить;
- Если женщина, претендуя на роль ведущего специалиста, приходит на собеседование с хозяйственной сумкой, это может означать, что она уверена в своей незаменимости. Интересно проверить, на чем основывается такая уверенность.
- Вообще, нарочитая непродуманность внешнего облика в ситуации приема на работу почти обязательно свидетельствует о пренебрежительном отношении к социальном нормам.
Такие люди (при наличии достаточно высокого образования) бывают независимы в суждениях, что хорошо, но неуправляемы, что плохо.
- Излишняя роскошь в одежде прямо выдает озабоченность престижем. Не привык еще человек к своему богатству;
- Если женщина одета подчеркнуто элитарно, как в артистическом салоне — читай наоборот: провинциалка, в широком смысле слова.
- Остро-модный молодежный стиль свидетельствует о несформированности убеждений и внушаемости. Пример такого стиля — девушка в черном с головы до ног.
- Но если человек за 45 лет одет несколько спортивней, моложавей, чем большинство его ровесников — это говорит о том, что он не комплексует по поводу своего возраста. И правильно делает.
Психологически грамотно во время собеседования одет человек в единственном случае — если ничто в его одежде не бросается в глаза. Он ушел, а вы и вспомнить не можете — во что он был одет.
Все перечисленные выше советы не следует воспринимать слишком буквально.
Многое зависит от вашего личного жизненного опыта и от задачи, которая перед вами стоит. Здесь важен сам подход. «Каков бы ни был дом, драма разыгрывается внутри него, и внутри шумит праздник. Фасады — просто лицемеры.» (Франсуа Нурисье).
Лилия Зарицкая