Чего хочет человек больше всего? Ради чего мы учимся, трудимся, хлопочем по дому, преодолевая лень и безделье? Мы хотим, чтобы нас любили и уважали — вот для чего. Чем выше статус, то есть общественное положение человека, тем больше любви и уважения он получает. Действительно, даже самая искусная уборщица не может заслужить такого авторитета, как самый плохой директор. Не тот статус.
Успех чаще всего понимается как событие, получившее высокую социально значимую оценку. Общество решает, можно ли считать успехом результаты деятельности отдельных людей, коллективов, организаций, а кого объявлять неудачниками. В общественном сознании безработный мужчина, например, воспринимается как неудачник. Однако для разных людей понятие успеха разное и зависит в первую очередь от жизненных целей и нравственных ценностей личности.
Философская мысль выработала в качестве базовых ценностей такие: истина, добро, красота, богатство и власть. Каждый человек ставит для себя на первое место одну из них, а остальные ценности в меньшей степени влияют на его мировоззрение и жизненные цели. Одни считают успехом достижения в области идей и научных открытий, другие посвящают себя нравственным и духовным исканиям, третьи смыслом жизни видят физическое самосовершенствование, четвертые стремятся к богатству и комфорту, пятые получают истинное наслаждение от власти, возможности влиять на судьбы людей и даже на сам ход истории. А как для вас расставлены эти жизненные ценности, какому идеалу вы служите?
Интересно, что исследования психологии характеров многих диктаторов и политических деятелей показали, что для них очень характерна низкая самооценка, сформированная еще в детстве. Парадоксально, но часто эти люди не уважают сами себя. Власть обезболивает эти внутренние комплексы, создает иллюзию авторитетности человека, но не вылечивает, а иногда и усугубляет их.
Если вы человек активный и не считаете успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог, то высокие достижения в конкурентной борьбе могут достаться лишь ценой значительных и целенаправленных усилий. Русскому менталитету, к сожалению, свойственно полагаться не на собственные силы в достижении целей, а на удачу или счастливый случай. Мы помним, как в русских сказках герои добивались своего чаще не ценой трудолюбия и рационализма, а с помощью хитрости, смекалки и волшебства в виде ковра-самолета, скатерти-самобранки, меча-кладенца при участии щуки, конька-горбунка и царевны-лебеди.
Мировой опыт предпринимательской деятельности свидетельствует, что профессиональный успех и высокие прибыли невозможны без сознательного планирования карьеры в виде конкретных целей, которые будут достигнуты в определенные сроки. При этом успешные предприниматели осуществляли такое планирование уже в юные годы. Так, в одной престижной школе бизнеса в первый день занятий у студентов сразу спрашивали, кто из них самостоятельно заранее и письменно спланировал свою жизненную карьеру, описав качественно измеряемые цели и сроки их достижения. Только 3% студентов предъявили готовые личные планы. Через 10 лет капитал этих 3-х процентов был больше, чем капитал всех остальных вместе взятых.
Ученые и практики пришли к согласию, что личный успех в значительной степени предопределен наличием или отсутствием в человеке лидерских качеств.
Лидерство, стремление доминировать, командовать, означает жажду власти, стремление влиять на мышление и поведение других людей. Установлено, что такими качествами обладают немногие — от 3 до 7 процентов людей. Можно сказать, что лидером надо родиться. На основе генетической предрасположенности, под влиянием определенного воспитания и образования уже в раннем детстве формируется и развивается потребность властвовать над другими, а не подчиняться чужой воле. Консультанты по вопросам предпринимательства утверждают, что если до окончания полового созревания подросток не проявляет жажду власти, то он не приобретет ее больше никогда. Не известно ни одного случая, когда специалист, не имеющий потребности властвовать, стал хорошим руководителем после спецподготовки. Он может только улучшить свои навыки руководства, но никогда не достигнет того высокого уровня, какой прирожденному руководителю дается легко.
Итак, чтобы добиться профессионального успеха, недостаточно получить высшее специальное образование и прилежно трудиться. Необходимы определенные природные задатки и воспитание. Оптимизм некоторых начинающих предпринимателей, что нет ничего невозможного, не боги горшки обжигают;, научить можно каждого, не вполне оправданны. Да, научить можно каждого, но некоторым не хватит для этого всей жизни, а их профессиональные успехи будут достигнуты ценой неимоверных нервно-эмоциональных затрат.
Какие требования к личности предъявляет профессиональный успех? Главными качествами являются следующие:
- Высокий уровень общей и интеллектуальной активности.
- Талант лидера как способность влиять на мышление и поведение людей.
- Творческий подход к решению проблем, нестереотипность мышления.
- Уверенность в себе и напористость поведения.
- Готовность к риску.
- Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
- Личное обаяние: приятная внешность, манеры поведения и речи.
- Хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Профессионально важными умениями успешного профессионала являются:
- Умение эффективно взаимодействовать с людьми.
- Умение хорошо говорить и внимательно слушать.
- Умение убеждать в своей правоте.
- Умение быстро читать и грамотно писать.
- Умение рационально использовать время.
Вспомните, пожалуйста, а проявляли ли вы в подростковом возрасте замашки лидера? Если нет, то лучше не тратить время на шлифовку характера с целью добиться высокого профессионального успеха. А если проявляли, то поскорее вспомните это уникальное состояние и осуществите свое предназначение. Люди, одаренные талантом лидера, составляют национальное достояние любой страны.
Успехов вам