В народе говорят: «Характер человека — это его судьба». Действительно, все мы очень разные, и судьбы наши мало похожи друг на друга. Внешние обстоятельства только отчасти влияют на нашу жизнь, а вот личностные качества, воспитанные в раннем детстве, в значительной степени предопределяют наше восприятие, мышление и поведение. Наша жизнь такова, как мы о ней думаем.
Что же такое важное закладывается в нас в детстве и «программирует» нашу судьбу? Ответ дает транзактный анализ (transaction — сделка, соглашение) — наука о человеческом поведении, возникшая в русле фрейдистского психоанализа. Основателем этого научного направления является американский психиатр Эрик Берн.
Отправной точкой при создании транзактного анализа стало для Берна наблюдение, что люди прямо на глазах могут вдруг полностью измениться: меняются одновременно выражение лица, голос, позы и жесты, речевые обороты. Взрослая женщина заплакала, как маленькая девочка, ребенок начал ругать игрушки, как папа, школьник заговорил серьезно и рассудительно, как взрослый. Значит, что-то меняется внутри человека, он превращается то в строгого родителя, то в рассудительного и спокойного взрослого, то в беззащитного и эмоционального ребенка. Эти три состояния личности — Родитель, Взрослый, Ребенок — сосуществуют в каждом из нас одновременно, но проявляются только по очереди один за другим.
Родитель в нас высокомерен и агрессивен; он учит, оценивает, осуждает, обзывает, но и опекает.
Ребенок зависим, не уверен в себе; руководствуется эмоциями, поэтому упрям и капризен; фантазирует и творит; ведет себя раскованно и естественно.
Взрослый уверен в себе, умен и спокоен; думает, анализирует, контролирует свои эмоции; уважает себя и других.
В зависимости от преобладания Родителя, Взрослого и Ребенка в сознании и поведении у человека формируется одна из 4-х жизненных позиций (сценариев). Это ранние бессознательные решения о том, КАК НАДО ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ. Сценарий существует в подсознании и предопределяет судьбу. При любом сценарии человек чувствует, что его в детстве недолюбили, а это значит, что заниженная самооценка характерна для всех людей.
1 сценарий: Я ПЛОХОЙ, ВСЕ ХОРОШИЕ.
Самый распространенный, потому что каждый ребенок под влиянием критики, запретов и наказаний со стороны родителей проходит стадию самосознания: «У меня что-то не в порядке. Я плохой». А о всемогущих родителях думает: «У них все в порядке. Они хорошие». Не уверен в себе, с комплексом неполноценности. В целом доброжелателен, очень самокритичен. Это человек, стремящийся к любви и признанию (признания — заменитель детских физических поглаживаний). Он слишком угодлив, зависим от поддержки и одобрения окружающих. Ищет Родителя, который «погладит». У него нет чувства собственной значимости: чего бы он ни делал хорошего, все равно считает себя плохим.
2 сценарий: Я ПЛОХОЙ, ВСЕ ПЛОХИЕ.
Выход из первого сценария в «Я плохой, но и ты тоже». Формируется при спартанском воспитании (или отсутствии родителей), когда мало ласки и «поглаживаний» родителей. Впоследствии человек отвергает все поглаживания, даже исходящие от чистого сердца. Часто замкнут. Не любит ни себя, ни других, никому не доверяет. С ним сложно общаться, так как видит в нас только плохое. Если демонстрировать ему свои достоинства, злится и мстит за это унижение. Полезно покритиковать себя перед ним, близкие должны идти на такие жертвы. «Жизнь ужасна, жить не стоит». Склонны к уходу в другую реальность (религия, виртуальность) и самоуничтожению: алкоголь, наркотики, конфликты, обжорство, самоубийства. Не самокритичен.
3 сценарий: Я ХОРОШИЙ, ВСЕ ПЛОХИЕ.
Если родители, которые поначалу воспринимались как благополучные, в течение долгого времени обращаются с ребенком грубо и жестоко, то он переключается на этот сценарий. Ища любви и признания, старается во всем быть первым, чтобы показать свое превосходство. Плохо, если при этом имеет средние способности. Тогда самоутверждаются путем унижения окружающих: оценивают, осуждают, поучают, наставляют, задают много унижающих вопросов. Этот человек смотрит на жизнь через черные очки, ему всегда плохо, считает, что все вокруг виноваты, кроме него. А если все плохие, то можно поступать с ними плохо. Часто проявляет свое превосходство через конфликты. Постоянно играет с окружающими в психологическую игру «Мое лучше, чем твое». Слишком само-уверен, агрессивен, часто жесток. В патологической форме этот сценарий формирует убийц. Личность с таким жизненным сценарием психологически неблагополучна.
Первые три сценария обычно к третьему году жизни ребенка уже сформированы, потому что существуют на подсознстельном уровне. Закрепляются к 22-м годам. А после примерно 45 лет за жизнь по этим трем сценариям наступает расплата — человек чувствует себя несчастным и отравляет жизнь окружающим. А вот четвертый сценарий человек формирует сам в течение всей жизни. Правда, такое счастье саморазвития выпадает далеко не каждому.
4 сценарий: Я ХОРОШИЙ, ТЫ ХОРОШИЙ.
Сценарий принимается зрелой личностью на сознательном уровне. Такой человек уверен в себе, доброжелателен, спокоен, самокритичен. Воспитан в любви, без оценок, обзываний и ярлыков. Его не унижали, а поощряли за хорошее, подбадривали, поддерживали. Он привык не поддаваться эмоциям, а думать, анализировать, оценивать вероятность, просчитывать варианты. Он уважает себя и других людей, в общении занимает партнерскую позицию. В памяти его, Ребенка, как и у всех людей, тоже есть записи неблагополучия, которые невозможно стереть. Но его Взрослый сознательно и успешно коллекционирует свои жизненные победы и одерживает верх над слабым и капризным Ребенком.
Чтобы быть хозяином своей судьбы, радоваться жизни, жить в согласии с собой и окружающими людьми и наиболее полно реализовать себя, необходимо проанализировать свой жизненный сценарий, заложенный в вас родительским воспитанием. Вы наверняка осознаете, что в вас живет неблагополучный эмоциональный Ребенок, которого критикуют и мало любят. А затем думайте, анализируйте себя и свое поведение и копите опыт побед в больших и малых жизненных ситуациях. Это закрепит сценарий спокойного и уверенного в себе Взрослого.
Для формирования благополучной личности в раннем детстве нужны безусловная любовь родителей («люблю тебя без всяких условий, а таким, какой ты есть»), физические и морально-психологические «поглаживания» (ласковые прикосновения, словесные подбадривания, демонстрация любви и уважения), правильная критика, отсутствие оскорблений, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях.
Но чтобы одерживать жизненные победы, необходимо знать законы психологии и правильно применять их, чему и посвящена наша рубрика.
Желаем успехов.