Как часто нам приходится слышать от наших друзей и знакомых о том, что на работе (или в институте) все прекрасно, если бы не один человек, из-за которого порой обстановка в коллективе просто невыносима. Он отличается тем, что умеет провоцировать конфликты и никогда не упускает случая перевести конструктивный спор в русло противоборства сторон, следствием чего становится непонимание друг друга и эмоциональное напряжение в коллективе. Что движет такими людьми и как вести себя с ними?

Как правило, склонность человека к конфликтам основана на неудовлетворенности его потребностей и выявляется в процессе консультации семейного психолога, находясь в значимой для человека сфере жизни, причем, как личной, так и социальной. Какие же это могут быть потребности?

Известный американский психолог и основоположенник гуманистического направления в психологии А.Г. Маслоу в результате своих исследований составил так называемую «Пирамиду потребностей». Она состоит из семи уровней и разделяется на потребности высшие и низшие. К низшим потребностям относятся: физиологические потребности, потребность в безопасности. К высшим потребностям относятся: потребность в любви и признании, в уважении, потребность в познании, эстетические потребности и потребность в личностном росте и самовыражении.

Исходя из этой теории, человек, который живет в гармонии с собой и с окружающим его миром, это человек, у которого удовлетворены в той или иной степени все данные потребности. Если же какие-либо потребности не удовлетворены, то у человека возникает внутреннее эмоциональное напряжение, толкающее его к поиску путей удовлетворения этих потребностей. И здесь уже поведение человека зависит от его взглядов на жизнь, от его ценностей и моральных установок.

Зачастую люди, характерными чертами которых является раздражительность, упрямство, вспыльчивость, прямолинейность, косность взглядов и установок, отсутствие чувства юмора, наличие «больных тем», касаться которых в общении с ними просто опасно даже при консультации психолога, т.к. это неминуемо приводит к конфликту, по сути своей являются людьми с ярко выраженной неудовлетворенностью в какой-либо значимой для них области жизни. И чем более ярко и эти черты характера дают о себе знать в процессе межличностного общения, тем в большей степени актуальная для человека потребность не удовлетворена.

Как же вести себя с таким человеком, если вам приходится сталкиваться с ним в процессе совместной деятельности?

Как говорят многие врачи: «Точная диагностика — это залог успешного лечения». Поэтому не торопитесь сразу делать выводы, а постарайтесь понаблюдать за конфликтным человеком, узнать о том, как он живет, что его интересует, что его беспокоит. Как правило, потребности женщины в большей степени лежат в области межличностных отношений и семьи, потребности мужчин — в области социальной реализации. Бывают, конечно, и исключения, лишь подтверждающие это правило. В наше время далеко не редкость женщина, основная жизненная задача которой — профессиональная самореализация и высокое положение в социуме. Но, как правило, такая личностная направленность выступает как компенсация отсутствия возможности реализации себя в сфере личных отношений, создания благополучной и крепкой семьи, воспитания детей.

Для того, чтобы избежать конфликтов во время общения с таким человеком, нужно выявить сферу его интересов и постараться воздерживаться от категоричных высказываний по этому поводу, от шуток на эту тему. Так же не стоит в присутствии этого человека рассказывать о своих достижениях в этой сфере. Помните, что человек может не совсем адекватно воспринимать информацию, касающуюся значимой для него области, и поэтому его реакции будут обусловлены не реальным положением дел, а его личным болезненным восприятием.