Неизбежным элементом человеческого общения являются конфликтные ситуации, в которые все мы попадаем практически ежедневно. В психологической науке даже образовалось отдельное большое направление — конфликтология, она изучает причины возникновения конфликтов и виды поведения в них. Но, к сожалению, мы пока мало знаем об особенностях этого вопроса — как грамотно вести себя и реагировать на конфликты, как найти выход из сложившейся ситуации, какой способ и стиль поведения лучше всего выбрать в той или иной ситуации…

В зависимости от конкретных условий общения, интересов каждой из сторон, личности и характера человека можно выделить 5 стратегий разрешения конфликта.

Конкуренция, или соперничество

Этот стиль можно использовать, когда исход ситуации очень важен для вас; вы не в коем случае не можете поступиться своими желаниями и делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы. Такая стратегия — активного отстаивания собственных интересов — пригодится людям, обладающим властными полномочиями, имеющим авторитет; при общении с подчиненными, предпочитающими жесткий стиль управления. В этой ситуации всегда надо помнить об ответственности, которая ложится на ваши плечи и о недовольстве, которое может возникнуть у окружающих. Не следует использовать такую тактику в отношениях с близкими людьми, так как у них может появиться чувство отчуждения и обида.

Компромисс

Суть компромиссного решения состоит в том, что обе стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках, тогда ваши интересы и интересы партнера по общению реализуются в равной малой степени. Такой подход используется, если удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, когда вам проще и удобнее хоть что-то получить, чем все потерять. Этот стиль очень эффективен, притом, что вас устраивает временное решение проблемы или же другие способы и подходы оказались неприемлемы. Например, речь идет об отпуске двух сотрудников, желающих уехать в одно и то же время, о помещении для работы, стремлении занять одну и ту же должность, — тогда акцент делается не на решении, которое удовлетворит обоих, а на варианте, который всех устроит (может быть временно). В этом случае принимается то, с чем может согласиться каждая сторона.

Уклонение от проблемы

Бывают ситуации, когда источник разногласий между людьми несущественен, на некоторые маловажные вопросы следует закрыть глаза, потому что существуют другие проблемы. Это именно тот случай, когда надо использовать тактику уклонения, или игнорирования. Кроме того, такая стратегия может применяться, если вам нужно выиграть время для более тщательного анализа и изучения ситуации, получения дополнительной информации для принятия какого-либо важного ответственного решения, или же если открытое обсуждение конфликта только ухудшит и усугубит сложное положение. Здесь вы не отстаиваете свои права, ни с кем не сотрудничаете, не тратите время и силы, а просто игнорируете ситуацию и на некоторое время откладываете рассмотрение данного вопроса. Этот стиль не является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. Уход или отсрочка конфликтной ситуации могут быть вполне подходящими, так как вы получаете возможность накопления нужного количества данных (а за это время проблема может разрешиться сама собой). Такая тактика также пригодится начальникам, которые могут передать инициативу подчиненным, и те самостоятельно урегулируют конфликт.

Приспособление

Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не существенен для вас, — вы уступаете оппоненту. Применяется также, если необходимо сгладить атмосферу и быстро восстановить нормальную рабочую обстановку в коллективе. Этот тип поведения может быть использован в ситуации затяжного конфликта для возвращения стабильности в отношениях. Если вы чувствуете, что у вас мало шансов на успех в решении какой-то задачи, правда не на вашей стороне, у вас недостаточно власти, чтобы победить, — вы подстраиваетесь. Это своеобразная сознательная капитуляция, применяемая в целях повышения эффективности общения и совместной деятельности.

Сотрудничество

Наиболее трудный и в то же время полезный для обеих сторон способ решения проблем. Сотрудничать с человеком приходится и необходимо, когда речь идет об отстаивании своих интересов и принятии во внимание его нужд и желаний. Этот стиль разрешения конфликта используется, если между партнерами уже существуют прочные длительные взаимозависимые отношения, требуется интеграция точек зрения каждой стороны; необходимо найти общее решение, и каждый из подходов важен и не допускает компромиссных вариантов или уступок. Стратегия сотрудничества наиболее сложна, так как требует продолжительной работы и умения объяснять свои желания, слушать друг друга, сдерживать свои эмоции и уважать мнение партнера. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным и бесполезным.

Примечательно, что ни один из рассмотренных вариантов выхода из конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо учиться эффективно использовать и применять каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства и ситуацию. Самыми верными и добрыми советчиками в этом выборе являются жизненный опыт, желание и стремление получить удовольствие от процесса общения и терпимость к партнеру.