Реклама

Новая работа — новый коллектив

Реклама
Реклама

Сейчас вы узнаете «золотое правило» общения, которое необходимо нам каждый день как в деловом общении, так и в личной жизни. Овладев им, вы с удивлением обнаружите, что почти все другие люди допускают в этом ошибки. Вы убедитесь, как одно неверно сказанное слово может круто повернуть разговор в сторону конфликта, а удачная фраза помогает добиться своего.

В общении с людьми неизбежно возникают положительные и отрицательные эмоции и чувства, требующие выхода. Чувствуя раздражение, мы обычно ищем того, кого считаем виновным в этом, и нападаем на него с критикой, обзываниями и даже оскорблениями: «Обманщик…, лентяй…, ничего не понимаешь…, бестолочь и т. д.» Чувствуя восхищение кем-либо, мы чаще всего не высказываем этого («а то еще зазнается»). А некоторые сдерживают свои эмоции и не высказывают ни недовольства, ни восхищения, то есть не ругают и не хвалят людей. Правильно ли это? НЕПРАВИЛЬНО! И вот что советуют психологи.

Хвалите и критикуйте.

Как в деловом, так и в повседневном общении следует проявлять свое отношение к словам и поступкам людей: это помогает им учитывать реакцию других людей и совершенствоваться, а нам — дать выход эмоциям и завоевать авторитет правдивого и искреннего человека. Но делать это надо правильно.

Кстати, делать замечания и хвалить подчиненных входит в обязанности руководителя, так как это является рычагом управления. Не обижайтесь на него. Вопрос в том, КАК он это делает. К сожалению, большинство людей допускают при этом грубые ошибки, портят отношения с людьми и провоцируют конфликты.

Никогда не обзывайте и не оскорбляйте людей.

Это совершенно бесполезно и очень опасно. Помните, что самое ценное для каждого человека — его достоинство, даже если вы его не уважаете. Вот почему пьяный человек упорно допытывается: «Ты меня уважаешь?» Вспомните также многочисленные жизненные истории о жестокой мести за нанесенные оскорбления. Скажите, а что вам хочется ответить на типичное оскорбление «дурак?» 90% людей мгновенно реагируют: «Сам дурак!» Именно этого мы добиваемся оскорблениями.

Похвала сильнее критики.

Для пользы дела гораздо полезнее говорить людям приятное, поддерживать и подбадривать их, искренне восхищаться их успехами, чем унижать их достоинство. Этот факт доказан многочисленными исследованиями и практикой в области педагогики и управления людьми.

А умеете ли вы быстро и легко расположить к себе человека? Это необходимо всегда, когда мы хотим убедить, уговорить, понравиться, а также оставить о себе хорошее впечатление.

Надо сказать человеку что-то приятное, лучше всего комплимент. В бизнесе существует правило, что следует начинать и заканчивать общение комплиментом. И опять большинство людей делает ошибки: «Вы сегодня хорошо выглядите…, у вас красивый костюм (галстук, портфель, прическа…), вы — умный (компетентный, деловой, обаятельный…).»

Не оценивай человека, а высказывай свое отношение или чувства.

Так формулируется «золотое правило» комплимента и критики. Ошибки здесь возникают потому, что мы оцениваем человека, как бы навешиваем на него ярлык: «Умный, глупый, хороший, плохой» и т. д. Тем самым мы самовольно берем на себя право судить человека, относиться к нему свысока, а значит, унижать его. Кому же это понравится? А вот если мы говорим о своем отношении или своих чувствах, то это не задевает напрямую человеческое достоинство, не блокируется психологической защитой и воспринимается наилучшим образом. Скажите, какую критику вы легче примете: «Ты — подлец!» или «Не ожидал от вас такой подлости»?

Правильно хвали.

Следуя вышеназванному правилу, сформулируем желательные комплименты: «Я рад вас видеть (слышать); я рад вам; мне приятно с вами работать (общаться, сотрудничать и т. д.); восхищаюсь вашим умением ладить с людьми (убеждать, точно выражать свои мысли и т. д.); я горжусь вами; когда вижу вас, то у меня поднимается настроение; с вами я спокоен; мне нравятся ваши манеры (костюм, прическа и т. д.); рад был с вами познакомиться. Этикет и психология рекомендуют как можно чаще указывать людям на то, что нам в них нравится. Это не лесть, а искреннее восхищение, в котором каждый человек очень нуждается, ведь потребность в любви и уважении является жизненно важной. Если вы ищете работу, не забывайте каждому работодателю при встрече или по телефону говорить: «Рад вас видеть (слышать)», а, прощаясь: «Рад был с вами познакомиться…, спасибо за время и внимание, которое вы мне уделили…, надеюсь на дальнейше сотрудничество». Вы ведь действительно рады человеку, который дает вам шанс добиться желаемого.

Правильно ругай.

Следуя тому же правилу, сформулируем правильную критику: «От вас я такого не ожидал; мне неприятно (трудно) с вами разговаривать (работать, обсуждать эти темы и т. д.); обидно слышать такое (когда тебя не понимают, видеть неблагодарность и т. д.); мне стыдно за вас; мне кажется, что вы ищете односторонних выгод; раньше за такое вызывали на дуэль; нет сил больше с вами разговаривать». Если ваше негодование достигло точки кипения, то можно усилить, например:

«Мне хочется вас ударить; была бы моя воля — задушил бы тебя своими руками; я еле сдерживаюсь от возмущения; руки так и чешутся, чтобы дать тебе затрещину. Если на обзывания человек реагирует по принципу «сам такой», то на выражение чувств в свой адрес он относится с пониманием. Действительно, оскорблять наше достоинство не позволено никому, но злиться на нас, наши слова или поступки человек имеет моральное право.

Детей оскорбления ранят на всю жизнь.

Для детей оскорбления — это отравленные стрелы, пускающие яд в душу всю оставшуюся жизнь. В отличие от взрослых ваш маленький ребенок не защищается по принципу «от такого слышу», а верит вам как высшему авторитету на земле. И если вы твердите ему: «Лентяй, несобранный, невнимательный, неряха, тупица, врун», то, как гвоздями, вколачиваете в его сознание эти характеристики. Всю жизнь мы ругаем и хвалим себя словами родителей. Именно из детских обзываний произрастает наша неуверенность в себе. А поможет то самое правило, например: «Я готов был сквозь землю провалиться от стыда, когда о тебе говорили такое соседи (воспитатели, учителя); мне было так обидно и стыдно за тебя; я чуть не расплакалась; ты сделал (сказал) глупость». Только неуверенные в себе и малообразованные родители боятся хвалить детей, воспитывают только замечаниями и обзываниями и растят невротиков. Ребенок же в отличие от нас не может жить без любви. Чтобы маленькая личность формировалась правильно, он должен чувствовать нашу любовь, ласку, улыбку и почаще слышать: «Я горжусь тобой; мне понравилось, как ты поступил (сказал); я был счастлив слышать такие отзывы о тебе (твоей учебе, работе); я радуюсь твоим успехам; я очень тебя люблю».

Счастлив тот, кто умеет любить и чувствовать, что и его любят.

Реклама
Анна Яковлева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама