Умение продуктивно общаться с людьми является не только показателем общей культуры человека, но и основным условием успешности его жизни в социуме, его карьеры. Как только жизнь преподносит нам сюрприз в виде собеседника, имеющего противоположные взгляды, раздражение бьет через край. Слова опережают мысли, мы начинаем спорить. Причем, самое главное, друг друга не слыша и не аргументируя свое мнение. Кто-то возразит: «в споре рождается истина». Но, поверьте, процесс родов требует тишины и взаимного участия. Истина не терпит злобных окриков. Самый верный путь победить в споре, не втягиваться в него вообще. Помните об этом, когда вам приходится общаться с крайне категоричным человеком. Нет смысла ему что-то доказывать, он останется при своем, вы же потеряете душевное равновесие. Вам это надо?
Побег не возбраняется
- Заявлять прямо и категорично, что собеседник не прав, конфликтно. Если эта фраза прозвучит, ему не останется ничего другого, как начать спорить. Иначе сохранить лицо не удастся.
- Если чувствуете, что ошиблись вы, не упорствуйте, добиваясь того, чтобы люди этой досадной оплошности не заметили. Лучше сами признайтесь: «Да, был не прав. Погорячился!».
- Умные женщины и подчиненные знают простое, но мудрое правило: преподай значимую мысль, в которой необходимо убедить партнера, как его собственную. Какая вам разница, что будет считать другой человек? Пусть лавры победителя он наденет на свою голову. А ваша идея заживет счастливой жизнью.
- Дружелюбие — путь к сердцу собеседника. Следите за своими словами, жестами, мимикой. Стоит вам сделать свирепое лицо и сдвинуть брови, слушая другого человека, как столкновения не избежать. Пусть вы совершенно не согласны с собеседником, выслушайте его с участием.
- Постарайтесь взглянуть на ситуацию с позиции партнера. Если он явно заблуждается, мягко поправьте его лишь после того, как он все сказал.
- Когда вы убеждаете кого-то, стройте свою речь так, чтобы чаще получать положительные ответы. Начните с банальной фразы: «Отличная погода сегодня, правда?». Конечно, если действительно погода хорошая. Шефу можно похвалить сделанный им лично выбор мебели в кабинете, новую секретаршу, машину. Хотя, нахваливая второй пункт программы, не теряйте бдительности. Лучше сделать комплимент ее деловым качествам, а не длине ног. Учтите, что когда партнер вас в чем-то убеждает, вряд ли он порождает мысли и аргументы именно в эту секунду. Скорее всего, он тоже думал на определенную тему. Стоит прислушаться к каждому нюансу его убеждений.
- Не старайтесь прослыть Фомой неверующим, которого невозможно переубедить. Косность мышления свидетельство деспотизма.
Он первый начал…
Вы с партнером выяснили, что находитесь на разных полюсах убеждений, спор неизбежен.
- На личности переход запрещен. Обсуждайте только те вопросы, из-за которых возникли разногласия.
- Запрещено использовать слова и фразы: «Вот вы всегда так», «Вы, как обычно забыли».
- Нельзя переходить на отношения под условным названием «сам дурак». Если вас обвиняют в том, что вы постоянно опаздываете, и этим разлагаете коллектив, нельзя говорить, что у собеседника тоже рыльце в пуху.
- Оскорбления заканчивают практически любые отношения, а дружеские, тем более. Ведите беседу в деликатном ключе. Если вы с коллегой всегда «на ты», во время спора перейдите «на вы». Это не позволит расслабиться и перейти допустимые границы. Тем более, запрещено «тыкать» человеку, когда всегда был с ним «на вы».
- Чувствуя, что эмоции выходят из-под контроля, начните дышать глубже и «убавьте» громкость голоса. Дело в том, что когда мы начинаем говорить громче, то быстрее перевозбуждаемся. Иногда переходим на крик. Тихим голосом невозможно ругаться.
- Помните о законе «эмоционального зеркала». Ваша злость и агрессия при споре обязательно вызовет такие же эмоции у партнера.
- Когда вам необходимо указать партнеру на ошибки, чередуйте свои обвинения с одобрением его мыслей по другому поводу, или в другом контексте. «Кнут и пряник» в одном флаконе, обезболивают процесс.
- Чтобы самому не услышать, «да на себя посмотри», признайте самостоятельно свои промахи и ошибки. Агрессор успокаивается, когда слышит, что критикующая сторона не считает себя безупречной.
- В споре очень осторожно подбирайте нужные слова. Ваш партнер возбужден, он чувствителен к любому замечанию, особенно, если он у вас в подчинении. Фразы типа: «понятно, хотели как лучше, а получилось как всегда», или «наверное, у вас по математике была тройка» однозначно ранят вашего собеседника. Скорее всего, последует взрыв. Именно вы будете виноваты, поскольку спровоцировали его сами.
- Когда человек ошибся в чем-то, и не замечает этого, не стоит его переубеждать «на ходу», говоря что-нибудь типа «это же элементарно, Ватсон!». Пожертвуйте несколькими минутами своего времени, чтобы продемонстрировать свое уважение коллеге.
- Примите спокойно, как данность то, что с вами тоже могут не соглашаться, что вы можете ошибаться. Научитесь не раздражаться, когда замечаете несогласие партнера.
- Если сила вашего убеждения превзошла силы противника, не празднуйте победу, унижая собеседника. Фразу: «Вот то-то. В другой раз лучше считайте!» скажите, если очень хочется, про себя. Ему, возможно, и так нелегко было признаться в совершенной ошибке.