Реклама

Тактика решения конфликтных ситуаций Часть вторая

Реклама
Реклама

Переговоры.

Переговоры — это средство достижения компромисса. Но вам далеко не всегда нужен компромисс. Поэтому вы будете вести переговоры в том случае, если ситуацию контролирует кто-то другой, а не вы. Так, в конфликтах с начальником вы отдаете себе отчет, что в конечном итоге все будет так, как захочет он. Значит, вы будете добиваться хотя бы компромисса, если вам важно сохранить за собой ваше рабочее место.

Чтобы тактика переговоров работала, необходимо, чтобы в ней были заинтересованы обе участвующие стороны. Если начальник стучит кулаком по столу и не желает вас слушать, то вам придется избрать другую тактику поведения. Если же вам удалось заинтересовать его, то вы фокусируетесь на выработке нового решения проблемы, приемлемого для обеих сторон. При этом вы должны искренне желать именно решения проблемы, а не упражняться в манипуляциях или прятании собственных страхов ради сиюминутного спокойствия. Не шантажируйте, не позволяйте себе выпадов по поводу личности оппонента. Иначе рано или поздно все повторится сначала, только противник будет более вооружен и хитер.

Рассмотрим пример для ясности. Начальник говорит сотруднику: «Вы работаете слишком плохо, из-за вас мы не успеем сдать заказ вовремя.» Сотрудник (возмущенно): «Я работаю вдвое больше, чем кто бы то ни было здесь!» Как вы уже поняли, этот ответ неадекватен, так как за ним наверняка последует удвоенная агрессия начальника. Человек, который желает решить проблему, ответит примерно следующим образом: «Давайте вместе рассмотрим мою рабочую нагрузку, и вы скажете, в чем мои недоработки.» Здесь, возможно, даже компромисса не последует, просто начальник узнает, что срыв заказа происходит не по вине данного сотрудника.

Ничегонеделание.

«Если командир отдал приказ, не бросайся его выполнять тотчас же. Через десять минут приказ отменят.» Эта шутка из армейской жизни прекрасно иллюстрирует тактику ничегонеделания. Во многих конфликтных ситуациях совсем не обязательно реагировать. Часто наиболее эффективным бывает просто ничего не делать. Это — отнюдь не пассивность и не смирение перед ударами судьбы. Это — осознание бессмысленности реагирования здесь и сейчас.

Сотрудник за соседним столом разозлен от того, что у него все время кто-то ворует со стола карандаши. Он смотрит вам в глаза и грозно говорит, что если поймает этого гада, то непременно настучит на него начальнику.

Вероятно, он подозревает вас в краже. Но вы ведь не виноваты. Так зачем реагировать? Максимум адекватной реакции с вашей стороны — просто пожать плечами.

Очень подходит тактика ничегонеделания в случае, если место и время конфликта вам не подходит. Если начальник вам сообщает о снижении зарплаты, и это для вас как снег на голову, попросите его перенести обсуждение проблемы на другое время, скажем, на следующий день. У вас будут сутки для того, чтобы прийти в равновесие, оценить ситуацию, выработать стратегию поведения. Нападающий всегда рассчитывает на то, что он будет задавать ритм конфликта. Откажите ему в этом удовольствии. И еще: если вы принимаете вызов, вы тем самым придаете нападению гораздо большее значение, чем оно того заслуживает. Обесценьте агрессию противника. Выберите ничегонеделание.

Обман.

Вы можете пропустить этот пункт, если вас возмущает само слово «обман». Однако для большинства из нас это — вполне приемлемый способ поведения, если его оправдывает ситуация. Тактика обмана не способствует решению проблемы, однако она, так же как и ничегонеделание, позволяет перехватить инициативу и выбрать время и место, удобное для себя. Если вам на работу неожиданно звонит ваша мать и начинает вас упрекать, что вы не звоните ей уже вторую неделю, вы абсолютно вправе сказать: «Извини, дорогая, у меня сегодня очень насыщенный день, полно работы. Я перезвоню тебе вечером.» В противном случае вам придется выслушивать упреки и оправдываться в присутствии коллег, а это не слишком приятно.

Обман так же может быть использован, когда вы хотите удивить противника, сломать его линию поведения или застать его врасплох. Ваша сотрудница постоянно жалуется вам на судьбу, описывает свои болезни и несчастную семейную жизнь. Даже если вы здоровы и счастливы, начните жаловаться ей в ответ. Опишите, как вам плохо жить на свете и как много у вас неразрешимых проблем. Каждый раз, когда она попытается прервать вас, не позволяйте ей сделать это, придумайте какую-нибудь еще более страшную историю. В конце концов, она отстанет от вас со своими жалобами навсегда. Хотя может придумать другой, более изощренный способ доставать вас. Главное в тактике обмана, как и во всех других тактиках, не обманывать себя, выбирать поведение осознанно и понимать, что обман — только способ выиграть время и место, проблема остается нерешенной и вернется к вам рано или поздно.

Эти пять тактик можно и нужно сочетать друг с другом и, в зависимости от того, как развиваются события, переходить от одной к другой. Главное — правильно оценить ситуацию. Если по каким-либо причинам вы не в состоянии это сделать, оттяните время, перенесите действие в другое, более удобное для вас место. Всегда осознавайте, что вы делаете и почему. И вы непременно добьетесь успеха. А как же насчет шестой, айки-тактики? Она не уместилась в рамки этой статьи, но я обязательно напишу о ней в следующем номере.

В статье использованы материалы книги Т. Добсона и В. Миллера «Айкидо в повседневной жизни».

Реклама
Анна Яковлева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама