Каждый человек, ищущий работу, сталкивается с необходимостью написания резюме. Куда бы вы ни обратились с вопросом о поиске места работы, резюме — это ваша визитная карточка, предъявить которую вас непременно попросят. Написать грамотное резюме не так уж сложно, главное — знать некоторые правила и особенности составления этого документа.

Резюме должно содержать всю необходимую для работодателя или менеджера — кадровика информацию и быть составлено таким образом, чтобы в нем легко можно было найти нужные сведения. Поэтому существует определенный стандарт в порядке расположения ваших анкетных данных. Работники кадровых агенств предпочитают обычно следующую форму резюме.

В правом верхнем углу пишется так называемая шапочка — ваш полный почтовый домашний адрес и контактный телефон с указанием времени, когда вас можно по нему застать (если это необходимо). Ниже, где обычно пишется название документа («Заявление», «Докладная записка») — ваши ФИО — желательно, выделить по сравнению со всем остальным текстом. Далее построчно указываются названия рубрики и индивидуальные данные.

Вакансия, т. е. какого рода работу вы хотели бы найти; здесь следует перечислить несколько возможных вариантов, главное, чтобы они все соответствовали друг другу, роду вашей профессии и не были слишком разнообразны по интересам, — не надо писать, что для вас возможны должности, например, торгового агента, секретаря и коммерческого директора. Возраст (дата рождения). Семейное положение, где следует упомянуть также и о количестве детей (если они есть, разумеется), а вот имена и подробности о членах вашей семьи здесь излишни и неуместны. В этой части резюме можно указать прописку и гражданство, т.к. фактическое место жительства не всегда совпадает с нашим юридическим адресом, а для некоторых конкретных вакансий наличие московской прописки бывает значимо. Образование, — какое учебное заведение вы окончили, когда, полное название специальности и факультета (если у вас неоконченное высшее образование — укажите, сколько курсов вы выдержали). Сюда же входит информация о повышении квалификации, курсах, семинарах, тренингах и пр. Далее — опыт работы, на этот пункт вам следует обратить особое внимание. Места, где вы работали, следует перечислять в обратном хронологическом порядке — начиная с последнего. Обычно упоминаются последние три места работы, чтобы, если ваш послужной список слишком велик, не утомлять читающего. Время поступления на работу и окончания надо отмечать с точностью до месяца. После этого идет название организации (можно указать направление ее деятельности), название вашей должности и обязанности, которые вам приходилось исполнять.

Следует подробнее описать ваш опыт работы, перечислить все виды деятельности, которыми вам приходилось заниматься. Если же вам очень хочется произвести впечатление, можете выбрать из вашего опыта самые яркие, характеризующие вас наилучшим образом моменты, и включить сведения о работе по совместительству.

Профессиональные навыки — могут вовсе не относиться к вашей профессиональной деятельности непосредственно, но быть действительно тем, что вы делаете мастерски (хотя, наверное, не стоит упоминать о выдающихся парикмахерских способностях, желая получить работу официанта). В этот пункт включается знание языков, компьютера, делопроизводства, скорость печати, др. Знание языка — особая статья в наше время, в данном требовании работодатели доходят иногда до абсурда (например, когда в фирму приглашают уборщицу со знанием английского), поэтому и люди, читающие резюме, относятся к этому серьезно. Упоминая о знании иностранного языка, не забывайте отдельно отмечать уровень разговорной и письменной речи: конкретно напишите, что вы умеете и насколько преуспели в этом. Указывая знание компьютерных программ, не забывайте написать их названия и степень вашей компетентности в их использовании. Дополнительная информация, — имеется в виду все то, что может повысить ваши шансы на успех при рассмотрении определенных вакансий — наличие водительских прав, стажа вождения, личного автомобиля, загранпаспорта (но не стоит упоминать о тонкой талии и голубых глазах). Если есть какое-то хобби, и вы мечтаете, чтобы о нем непременно узнали ваши потенциальные работодатели, можете указать его в отдельной рубрике — увлечения, хотя серьезно рассчитывать, что на это обратят внимание, не следует. Работникам кадровых агенств, рекрутерам, приходится ежедневно просматривать сотни резюме и, естественно, первостепенное внимание они обращают на наиболее общие профессиональные характеристики, а не на ваши увлечения и личные качества, которые вы, конечно, также можете указать (но только самые положительные и профессионально пригодные и желаемые). Остается наиболее интересный и, пожалуй, самый животрепещущий пункт — уровень заработной платы, это тот средний, а лучше — минимальный доход, на который вы рассчитываете и претендуете. Цифру можно написать в У.Е., можно в рублях, главное, чтобы она не была завышена, — иначе можете лишиться многих стоящих предложений; ну и постараться «не продешевить», конечно. Иногда желаемый доход указывают в самом начале.

Ваше резюме не должно напоминать многотомную монографию — читать его будут живые люди, и надо позаботиться о том, чтобы изначально к вашей персоне не возникло чувство раздражения. Лучше всего отпечатать его на компьютере 14 шрифтом, названия каждого пункта выделяя (курсивом, подчеркиванием) и начиная с новой строки. Не надо привлекать внимание рамочками, рюшечками — это произведет скорее отталкивающее впечатление; не стоит сопровождать резюме письменными обращениями типа «много наслышан об успехах вашей фирмы (агенства)…», вряд ли это вообще прочитают… Весь текст должен уложиться в одну, максимум — две странички, и следует обязательно проверить грамматические ошибки.

Вот, пожалуй, и все нехитрые премудрости написания грамотного информативного резюме. Удачи в поиске работы!