Реклама

Как понравится работодателю. Часть первая

Реклама
Реклама

Чтобы произвести наилучшее впечатление о себе, надо знать, как это впечатление формируется в сознании другого человека. В этом нам опять поможет психологическая наука.

Большинство людей ошибочно предполагают, что работодатель способен за 15 — 30 минут собеседования объективно оценить достоинства кандидата, которого видит впервые в жизни. Заблуждением является также мнение, что о ваших достоинствах будут судить в первую очередь по тому, что вы расскажете о себе. Не обольщайтесь также, что внимание и мысли человека, которому вы что-то рассказываете, целиком посвящены вам. К сожалению, в реальности действуют другие психологические закономерности восприятия человека человеком. Обсудим их.

Чтобы узнать, как работодатели принимают решение о том, чтобы взять понравившегося кандидата или отказать неподходящему, провели специальные исследования. В одном из таких исследований собеседование при приеме на работу записывалось скрытой камерой, а затем запись показывалась другим работодателям и работникам кадровых служб. Оказалось, что все подсмотренные работодатели вели беседу практически одинаково: внимательно разглядывали и слушали кандидата первые 1 — 2 минуты, после чего переставали слушать, перехватывали инициативу разговора и больше говорили сами. При этом по их поведению и речи уже было ясно, возьмут они или нет данного кандидата. Если человек не понравился, то работодатель переставал смотреть ему в глаза, задавал каверзные вопросы, часто возражал сказанному, жестами и голосом демонстрировал незаинтересованность, торопился быстрее закончить разговор. Если же человек успевал в первые же минуты произвести хорошее впечатление, то работодатель продолжал смотреть на него, подбадривал его удобными вопросами, доброжелательным тоном голоса и улыбкой. Другие кадровики, просматривающие запись, как бы увидели сами себя со стороны и были очень удивлены, что все они так неоправданно быстро судят о людях, причем больше на основании внешних данных, чем деловых характеристик человека. Зрители признали также, что их мнения о представленных кандидатах совпадают с мнениями записанных работодателей. Здесь был задан главный вопрос: «Так какие люди вам нравятся и какие не нравятся на собеседовании?»

Их ответ был единодушным:

  • Нравятся открытые, доброжелательные, спокойные и порядочные (чтобы человек был хороший).
  • Не нравятся высокомерные и «холодные и непроницаемые», по лицу и поведению которых нельзя понять их мысли и чувства.

Подведем итог сказанному и сформулируем законы формирования первого впечатления о человеке.

Первое впечатление самое сильное

Люди судят о нас по первому впечатлению, которое формируется в первую минуту знакомства и в дальнейшем мало меняется. Исключение: впечатление может измениться значительно, только если продолжаем особенно интересоваться человеком и общаться с ним. Некоторые специалисты настаивают, что мнение о человеке формируется в течение первых пяти секунд знакомства и по первым пяти секундам разговора.

Это противоречит здравому смыслу, ведь несправедливо так быстро судить о самом сложном создании на Земле — человеке. Но в действительности это именно так, потому что каждый человек занят в первую очередь собой, а не другими; склонен оценивать других людей стереотипно, а не индивидуально; приписывать другим людям собственные качества, мысли, чувства и желания; нам удобно полагаться на прежний опыт и слишком доверять своей интуиции; мы торопимся с выводами, чтобы вновь заняться собственными проблемами.

У нас нет второй возможности произвести первое впечатление

Установлено, что работодатели не перечитывают резюме кандидатов и отказываются от повторных собеседований, считая, что сразу оценили вас правильно. Значит, ваша задача в том, чтобы в первую же минуту знакомства произвести наилучшее впечатление о себе.

Опытные преподаватели и ораторы хорошо знают, что контакт с аудиторией зависит от первого появления и первой фразы выступления. Журналисты также соблюдают правило, что первые фразы статьи должны быть особенно отточенными, содержать главную проблему сообщения и цепко захватывать интерес читателя.

Мы не должны поспешно судить о людях

Мы должны контролировать себя, чтобы ослабить влияние силы первого впечатления и правильно понимать людей. Установлено, что человек хорошо понимает одного — трех людей в своей жизни — самых близких, конечно, с которыми «пуд соли съел». Об остальных же мы судим слишком поверхностно и стереотипно, чаще ошибочно, будучи, однако, уверенными, что достаточно хорошо разбираемся в людях.

Люди судят о нас по нашей внешности

Установлено, что первое впечатление примерно

  • на 50 процентов зависит от внешности и манеры поведения,
  • на 30 процентов — от тона голоса и манеры говорить
  • менее чем на 20 процентов — от того, что именно человек говорит.

Объясняется это тем, что человек человека сначала видит, затем слышит его голос и лишь затем понимает смысл сказанного им. Большинство работодателей с гордостью заявляют, что «видят человека насквозь», что им достаточно просто бросить взгляд на кандидата и принять решение о нем прежде, чем он откроет рот. Знакомитесь ли вы с новыми людьми, устраиваетесь ли на новую работу, участвуете ли в конкурсном отборе куда-либо, выступаете ли перед коллегами по работе или произносите речь перед незнакомой аудиторией — в любом случае о вас будут судить по первому внешнему впечатлению.

Готовясь к собеседованию, надо уделить особое внимание своей внешности, манере поведения и речи. Сюда входят: здоровый внешний вид; соответствующая одежда, обувь, прическа, косметика, украшения и аксессуары; стройная осанка и уверенная походка; открытые позы и жесты; приветливое и умное выражение лица и глаз; внимательный и заинтересованный взгляд в глаза собеседнику; спокойный и доброжелательный тон голоса; культурная речь.

Секрет обаяния состоит в приятной внешности, голосе и уверенности, или по одежке встречают — по уму провожают.

Есть устойчивые стереотипы, благодаря которым обладателям определенной внешности приписывают соответствующие ей черты. Установлено, что именно красивые и респектабельно выглядящие люди кажутся наделенными многочисленными достоинствами, воспринимаются как более успешные в профессиональной карьере и личной жизни.

Как правило, красивые обладают более высокой самооценкой, менее тревожны, более стойки к давлению со стороны окружающих и способны оказывать большее влияние на других. Зарубежные исследования показали, что красивые получают в среднем более высокую зарплату, менее суровые судебные приговоры, считаются лучшими друзьями, коллегами и любовниками. Это касается в равной мере и мужчин и женщин.

Нездоровая внешность — самая отталкивающая

О вашем состоянии здоровья, привычках и характере работодатель может судить по вашему внешнему виду, обратив внимание на следующие признаки: белки глаз с красными прожилками сосудов свидетельствуют о хронической усталости и истощении нервной системы; анемическая бледность кожи встречается у людей со сниженным общим жизненным тонусом и слабым здоровьем или у испуганных и трусливых; покраснение кожи может быть признаком повышенного кровяного давления, агрессивного характера, а в сочетании с красным носом и дрожанием рук — признаком алкоголизма; темные круги под глазами свидетельствуют о нарушениях сердечно-сосудистой деятельности, урологических заболеваниях или переутомлении; «мешки» под глазами и отечность лица могут быть признаками заболеваний и неумеренного пьянства; перхоть в волосах и влажность рук являются признаками нервности и раздражительности; холодные руки бывают при гипотонии, сопровождающейся быстрой утомляемостью и пониженной работоспособностью; беспокойные движения глаз бывают при сильном волнении, неврастении; немигающий «змеиный» взгляд характеризует отклонения в психическом состоянии; сутулость, шатающаяся походка, ходьба вразвалку, затруднения при подъеме по лестнице и спуске обнаружат заболевания позвоночника или суставов; неприятный запах изо рта бывает при заболеваниях зубов, горла, носа или желудочно-кишечного тракта; кожа на шее отражает биологический возраст человека; лишний вес свидетельствует о низкой культуре питания и пониженном обмене веществ в организме.

Человек, ведущий здоровый образ жизни, имеет хороший цвет лица, гладкую кожу, теплые и сухие руки, свежее дыхание, чистые и блестящие волосы, издает легкие и приятные запахи, строен и подтянут. Физиогномисты признаками сильной личности считают большие скулы и уши, густые брови, выпуклый подбородок, высокий лоб, полные губы и крепкие икры ног. Симпатию вызывают лица, имеющие под глазами так называемые «валики привлекательности», как, например, у Григория Явлинского.

Реклама
Анна Яковлева:
Реклама

Этот вебсайт использует cookie

Реклама