Действующее российское законодательство, устанавливая юридические гарантии права граждан на труд и обеспечивая устойчивость трудовых договоров, запрещает увольнение работников по инициативе администрации без оснований, указанных в законе. Эти основания для увольнения по инициативе администрации закреплены в ст. 33 КЗоТ РФ и являются общими для всех категорий работников, где бы, кем бы и сколько бы они ни работали, а именно в случае:
-
- ликвидации предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников;
- обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполненной работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;
- систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
- прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;
- неявки на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности, не считая отпуска по беременности (как понять что беременна была сотрудница или нет — помогут справки из соответсвующих медучреждений) и родам, если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
- восстановления на работе работника ранее выполнявшего эту работу;
- появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
- совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия.
Увольнение по основаниям, указанным в п.п. 1,2 и 6, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Помимо перечисленных общих оснований в ст. 254 КЗоТ РФ и некоторых других нормативных актах установлены дополнительные основания для увольнения работников некоторых категорий.
Прекращение трудового договора по дополнительным основаниям допускается лишь при условии, если работник не может быть уволен по общим основаниям, указанным в законе.
Так, в ст. 254 КЗоТ РФ установлены следующие основания прекращения трудового договора (контракта) в случаях:
- однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями;
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- предусмотренных контрактом, заключаемым с руководителем предприятия.
Кроме того, для сотрудников налоговой инспекции, которые в соответствии со ст. 1 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ
от 20.05.93 г. ) относятся к государственным служащим, а также для педагогических работников на основании Закона РФ «Об образовании» предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора.