Сейчас вы узнаете «золотое правило» общения, которое необходимо нам каждый день как в деловом общении, так и в личной жизни. Овладев им, вы с удивлением обнаружите, что почти все другие люди допускают в этом ошибки. Вы убедитесь, как одно неверно сказанное слово может круто повернуть разговор в сторону конфликта, а удачная фраза помогает добиться своего.
В общении с людьми неизбежно возникают положительные и отрицательные эмоции и чувства, требующие выхода. Чувствуя раздражение, мы обычно ищем того, кого считаем виновным в этом, и нападаем на него с критикой, обзываниями и даже оскорблениями: «Обманщик…, лентяй…, ничего не понимаешь…, бестолочь
Хвалите и критикуйте.
Как в деловом, так и в повседневном общении следует проявлять свое отношение к словам и поступкам людей: это помогает им учитывать реакцию других людей и совершенствоваться, а нам — дать выход эмоциям и завоевать авторитет правдивого и искреннего человека. Но делать это надо правильно.
Кстати, делать замечания и хвалить подчиненных входит в обязанности руководителя, так как это является рычагом управления. Не обижайтесь на него. Вопрос в том, КАК он это делает. К сожалению, большинство людей допускают при этом грубые ошибки, портят отношения с людьми и провоцируют конфликты.
Никогда не обзывайте и не оскорбляйте людей.
Это совершенно бесполезно и очень опасно. Помните, что самое ценное для каждого человека — его достоинство, даже если вы его не уважаете. Вот почему пьяный человек упорно допытывается: «Ты меня уважаешь?» Вспомните также многочисленные жизненные истории о жестокой мести за нанесенные оскорбления. Скажите, а что вам хочется ответить на типичное оскорбление «дурак?» 90% людей мгновенно реагируют: «Сам дурак!» Именно этого мы добиваемся оскорблениями.
Похвала сильнее критики.
Для пользы дела гораздо полезнее говорить людям приятное, поддерживать и подбадривать их, искренне восхищаться их успехами, чем унижать их достоинство. Этот факт доказан многочисленными исследованиями и практикой в области педагогики и управления людьми.
А умеете ли вы быстро и легко расположить к себе человека? Это необходимо всегда, когда мы хотим убедить, уговорить, понравиться, а также оставить о себе хорошее впечатление.
Надо сказать человеку что-то приятное, лучше всего комплимент. В бизнесе существует правило, что следует начинать и заканчивать общение комплиментом. И опять большинство людей делает ошибки: «Вы сегодня хорошо выглядите…, у вас красивый костюм (галстук, портфель, прическа…), вы — умный (компетентный, деловой, обаятельный…).»
Не оценивай человека, а высказывай свое отношение или чувства.
Так формулируется «золотое правило» комплимента и критики. Ошибки здесь возникают потому, что мы оцениваем человека, как бы навешиваем на него ярлык: «Умный, глупый, хороший, плохой»
Правильно хвали.
Следуя вышеназванному правилу, сформулируем желательные комплименты: «Я рад вас видеть (слышать); я рад вам; мне приятно с вами работать (общаться, сотрудничать
Правильно ругай.
Следуя тому же правилу, сформулируем правильную критику: «От вас я такого не ожидал; мне неприятно (трудно) с вами разговаривать (работать, обсуждать эти темы
«Мне хочется вас ударить; была бы моя воля — задушил бы тебя своими руками; я еле сдерживаюсь от возмущения; руки так и чешутся, чтобы дать тебе затрещину. Если на обзывания человек реагирует по принципу «сам такой», то на выражение чувств в свой адрес он относится с пониманием. Действительно, оскорблять наше достоинство не позволено никому, но злиться на нас, наши слова или поступки человек имеет моральное право.
Детей оскорбления ранят на всю жизнь.
Для детей оскорбления — это отравленные стрелы, пускающие яд в душу всю оставшуюся жизнь. В отличие от взрослых ваш маленький ребенок не защищается по принципу «от такого слышу», а верит вам как высшему авторитету на земле. И если вы твердите ему: «Лентяй, несобранный, невнимательный, неряха, тупица, врун», то, как гвоздями, вколачиваете в его сознание эти характеристики. Всю жизнь мы ругаем и хвалим себя словами родителей. Именно из детских обзываний произрастает наша неуверенность в себе. А поможет то самое правило, например: «Я готов был сквозь землю провалиться от стыда, когда о тебе говорили такое соседи (воспитатели, учителя); мне было так обидно и стыдно за тебя; я чуть не расплакалась; ты сделал (сказал) глупость». Только неуверенные в себе и малообразованные родители боятся хвалить детей, воспитывают только замечаниями и обзываниями и растят невротиков. Ребенок же в отличие от нас не может жить без любви. Чтобы маленькая личность формировалась правильно, он должен чувствовать нашу любовь, ласку, улыбку и почаще слышать: «Я горжусь тобой; мне понравилось, как ты поступил (сказал); я был счастлив слышать такие отзывы о тебе (твоей учебе, работе); я радуюсь твоим успехам; я очень тебя люблю».
Счастлив тот, кто умеет любить и чувствовать, что и его любят.